Адельгейм Тамара Фридриховна - русская, советская актриса театра и кино.
Семья
Тамара Адельгейм родилась 28 апреля 1904 года в Киеве в семье адвоката Фридриха
Яковлевича Адельгейма и домашней хозяйки Галины Яковлевны Адельгейм. В ноябре 1937,
расстрелян. Отец перед арестом работал юрисконсультом Металпромсоюза на заводе
имени Старостина в Одессе; реабилитирован в 1957 году. Мать после смерти отца
вторично вышла замуж за Адольфа Давыдовича Шварцборта, носила его фамилию. Дяди
Роберт Львович (1860-1934) и Рафаил Львович (1861-1938) Адельгеймы в предреволюционные годы
были известными театральными актёрами, что, вероятно, во многом повлияло на выбор
Тамарой своей будущей профессии.
Учёба
В 1922 году Тамара Адельгейм уехала из Киева в Одессу, поступила в Одесскую
музыкальную академию Общества музыкальных деятелей, но уже через год устремила
свои взоры в Москву в надежде стать киноактрисой. Сначала училась в киностудии
«Новь», затем в первой московской коллективной киностудии под руководством
Абрама Матвеевича Роома.
Кинематограф
С 1924 года начала сниматься в эпизодических ролях в кино, в том числе в одном из
первых фильмов Роома «Что говорит «мос», сей отгадайте вопрос», не дошедшим до
наших дней. В 1925 году актриса сыграла свою первую значительную роль - еврейскую
девушку Бейлу в фильме Алексея Грановского «
Еврейское счастье», в котором заявила о себе как о неплохой
драматической актрисе. Маленькая (147 см), худенькая, она идеально подходила на роли
травести, но, всё же, благодаря кино, смогла немного расширить свои актёрские
возможности. Во второй половине 1920-х она снялась в ряде заметных картин у хороших
режиссёров: Григория Рошаля («
Его превосходительство»), Николая Охлопкова («
Митя»), Эдуарда Иогансона («Гафир
и Мариам»), у того же Роома («
Предатель»).
В 1930 году Тамара Адельгейм написала либретто «
Хромоножка» о трудной
судьбе хромой девочки-подростка, нашедшей себя в пионерском движении. На его
основе режиссёром Юрием Винокуровым был поставлен одноимённый фильм,
смотревшийся на фоне других картин того периода довольно средним. Тем не менее,
Адельгейм понемногу набирала обороты, правда, в основном, как общественный
деятель.
Общественная деятельность
В январе 1929 года она переведена в действующие члены АРРК (Ассоциация работников
революционной кинематографии), избрана в состав Бюро актёрской секции. В декабре
1932 года в качестве делегата участвовала в общемосковской конференции
киноактёров. Но вся эта общественная суета, так её захватывавшая, не давала ей
возможности реализоваться в качестве актрисы. С приходом звука в кино, с
появлением новых экранных героев, спрос на Адельгейм значительно упал. В 1933 году
она снялась на Украинфильме в небольшой роли Жени, подруги главной героини, в
фильме «
Любовь», все материалы которого, после ареста режиссёра Александра
Гавронского, были уничтожены. В звуковом кино Тамара Адельгейм затем появилась
только однажды, да и то под кукольной маской своей героини Мальвины в киносказке
Александра Птушко «
Золотой
ключик», ставшей финалом её кинокарьеры.
Театр
Невостребованная в кино, Тамара Адельгейм пробовала свои силы в театре. Несколько
лет играла на сцене Московского ТЮЗа (Генрих - «За океаном» Я.М. Гордина; Эмма -
«Семья преступника» П. Джакометти; Мимиш - «Трильби» Гр. Ге; Дези - «Старая Англия»),
участвовала в постановках драматического коллектива своих дядей, братьев
Адельгейм, но к концу 1930-х её актёрская деятельность сошла на нет. В 1939 году она
была избрана председателем бюро актёрской секции Дома кино.
Годы войны
В 1941-м вместе с киностудией «Мосфильм» эвакуирована в Алма-Ату, где выступала в
госпиталях с написанным специально для неё писателем Рувимом Фраерманом скетчем
«Маленький разведчик». Это событие помогло ей определиться с будущей творческой
деятельностью. Вернувшись в Москву в феврале 1943 года, Адельгейм стала выходить на
эстраду в ролях травести, а позднее и как мастер художественного слова. В её
репертуар входили скетчи: «Чужая старушка», «Таня и Ваня», «Достоверный источник»
и другие. В 1950-е годы актриса поставила для себя программу-киноочерк «Дорога
мира», гастролировала с ней по регионам СССР (Сибирь, Урал, Кузбасс, Украина).
Последние годы жизни
Выйдя на пенсию, похоронив мужа, во второй половине 1970-х Тамара Фридриховна решила
переселиться в Дом ветеранов кино в Матвеевском, став одной из первых его
жительниц.
Весной 1979 года Тамара Адельгейм, проигнорировав запрет врачей, сетовавших на её
плохое здоровье, уехала отдыхать в один из ялтинских санаториев, где ей вскоре
наскучило, и она решила вернуться домой. К несчастью, обратное путешествие
окончилось для неё трагически: на станции Синельниково актриса скоропостижно
скончалась. Средств для транспортировки её тела в Москву не оказалось, поэтому
похоронили Адельгейм там же, на местном синельниковском кладбище.
Личная жизнь
Тамара Фридриховна была дважды замужем. Её первый супруг - критик и драматург
Хрисанф Николаевич Херсонский (1897-1968). Второй супруг - кинорежиссёр Александр
Леонидович Соловьёв (1898-1973), снявший Адельгейм в своём фильме «
Пять
невест».
Использованы материалы с сайта Алексея Тремасова a-tremasov.ru