Привет, Гость
Войти на сайт
Регистрация
Восстановить Пароль

Персоны кино:

Бедржих Сметана / Bedřich Smetana

Искать раздачи: Бедржих Сметана / Bedřich Smetana
Бедржих Сметана

Бедржих Сметана

Бедржих Сметана

Бедржих Сметана

6

Краткая биография


Имя: Bedřich Smetana
Дата рождения: 2 марта, 1824 | рыбы
Место рождения: Литомишль, Австрийская империя
Дата смерти: 12 мая, 1884 | 60 лет
Место смерти: Прага, Австро-Венгрия
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр:симфоническая музыка,опера
Супруга: Катаржина Коларова (четверо детей, умерла), Беттина Фердинандова



Биография


Бедржих Сме́тана - чешский композитор, пианист и дирижёр, основоположник чешской национальной композиторской школы.

Детство и юность

Родился в семье пивовара Литомишльского замка Франтишка Сме́таны и его супруги Барборы Линковой. Рос и воспитывался в немецкоязычной стране, но несмотря на запрет властей, дома говорили только по-чешски, и мальчика обучили грамоте на родном языке. Позднее, во время учёбы в гимназии, на взгляды Бедржиха оказал влияние преподаватель Вацлав Дивок, прививавший гимназистам любовь к национальной культуре. В эти годы среди друзей Сме́таны был Карел Гавличек, будущий чешский политик-националист.

Франтишек Сме́тана был скрипачом-любителем, и свои первые уроки музыки Бедржих получил у отца. В четыре года мальчик начал играть на скрипке и фортепиано, в 1830 году в шестилетнем возрасте впервые выступил на публике как пианист (исполнив переложение увертюры к опере «Немая из Портичи»), а в 1832 году сочинил свою первую пьесу для фортепиано, «Галоп» ре-мажор.

В гимназические годы Бедржих играл в камерных ансамблях и оркестрах и продолжал писать фортепианные пьесы - обычно весёлые польки («Луизина полька», «Воспоминания о Нове-Месте»). В это время творчество Сме́таны испытывало сильное влияние современной ему салонной развлекательной музыки немецких и итальянских авторов.

По окончании школы отец отправил Бедржиха в Пльзень для получения юридического образования. Там юноша прожил три года в семье дяди, профессора Йозефа Сме́таны, также способствовавшего развитию у него патриотических взглядов. В Праге Бедржих уделял много внимания изучению творчества таких композиторов, как Бетховен, Берлиоз, Шопен и Шуман, а также мастеров виртуозного пианизма - Мошелеса, Гуммеля, Тальберга, посещал концерты Ференца Листа. Наконец, в 1843 году он решил полностью посвятить себя музыке, оставил занятия юриспруденцией и переехал в Прагу.

Музыка

В Праге Сме́тана первое время зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано в богатых домах, а с 1844-го по 1847-й год служил домашним преподавателем музыки у графа Леопольда Туна. В эти годы он и сам брал уроки фортепианной игры и композиции у Йозефа Прокша. Занятия у Прокша посещала также Катаржина Коларова - будущая жена Сме́таны. Также он познакомился с семьёй Шуманов. Личное знакомство с Робертом и Кларой Шуман переросло в оживлённую переписку. В собственных произведениях Сме́таны этого периода отчётливо прослеживается влияние шумановского стиля - это относится в первую очередь к серии фортепианных пьес «Экспромты и багатели», изданной в 1844 году. Позже Сме́тана познакомился с Берлиозом и Листом, с которым у него с 1846 года установились тесные дружеские отношения.

После того, как концертное турне Сме́таны по Западной Богемии обернулось в финансовом отношении провалом, он решил сосредоточиться на карьере композитора. Кроме того, он вынашивал планы открытия в Праге собственной музыкальной школы, которыми поделился с Листом. Тот в ответ пожертвовал на открытие школы 400 флоринов. Растроганный Сме́тана посвятил другу свой опус «Шесть характерных пьес», который был издан также при поддержке Листа. Музыкальная школа Сме́таны открылась в Праге в конце лета 1848 года.

В 1854 году композитор создал свою единственную симфонию - «Триумфальную» (в которой звучит мелодия австрийского гимна Йозефа Гайдна), и изъявлял желание посвятить её бракосочетанию императора Франца Иосифа, но эта инициатива была отклонена имперским двором, по-видимому, уже на ранней стадии.

Личное горе и чувство ненужности на родине заставили Сме́тану в следующем году принять предложение отправиться в Гётеборг в Швеции, где он занял посты пианиста, хормейстера и дирижёра Филармонического общества. Одновременно он также продолжал давать уроки музыки. В годы пребывания в Швеции он часто посещал проживавшего в Веймаре Листа, под чьим влиянием создал ряд произведений в новом для себя жанре симфонической поэмы - «Ричард III» (по одноимённой исторической хронике Шекспира), «Хакон-ярл» (по произведению датского поэта Эленшлегера) и «Лагерь Валленштейна» (по предложению Яна Коллара эта музыка сочинялась как вступление к драме Шиллера «Валленштейн»). В последнем случае композитору удалось привнести в музыку, продиктованную шиллеровским сюжетом, чешские народные мелодии, связав её с мотивами национально-освободительного движения.

В 1861 году композитор вернулся в Прагу. Там он развил активную деятельность сразу в нескольких сферах: в 1863 году основал музыкальный отдел художественного общества «Умелецка беседа» и сотрудничал как журналист с газетой "Národní listy". Также с 1863-го по 1865-й годы, он возглавлял хоровое общество «Глагол Пражский», и в этот же период, с 1863-го по 1866-й годы, снова работала его музыкальная школа.

Особое внимание в эти годы Сме́тана уделял созданию чешского национального музыкального театра. По решению чешского земского сейма уже в 1862 году начал работу Временный театр, функционировавший до завершения строительства пражского Национального театра.

5 января 1866 года в театре прошла премьера первой оперы Сме́таны - «Бранденбуржцы в Чехии». Это произведение, ставшее также первой чешской историко-героической оперой, было написано на либретто Карела Сабины и посвящено борьбе Чехии против иноземных захватчиков в XIII веке. Также на либретто Сабины в том же году была создана самая популярная из опер Сме́таны - лирико-комическая опера «Проданная невеста», в которой использованы ритмы и мотивы чешских народных песен и танцев (полька, фуриант, скочна, дупак). Успех двух опер Сме́таны помог ему занять пост дирижёра Временного театра, на котором он оставался на протяжении восьми лет. В этом качестве он ввёл в репертуар театра, помимо западноевропейской классики, также оперы чешских и русских композиторов. Им также была основана при театре оперная школа, однако это начинание оказалось недолговечным.

В мае 1868 года состоялась премьера новой героико-трагической оперы Сме́таны «Далибор», приуроченная к закладке здания Национального театра. Героем оперы, созданной на либретто Йозефа Венцига (чешский перевод Эрвина Шпиндлера), стал рыцарь, за покровительство восставшим крестьянам заключённый в крепость. Опера подверглась критике с двух направлений. Некоторые критики посчитали её слишком "вагнеровской" из-за отказа от традиционной увертюры, развёрнутых сцен и использования лейтмотивов. Одновременно она была отрицательно воспринята консервативными кругами, посчитавшими её сюжет чересчур вызывающим, и Сме́тана на некоторое время ушёл в переписывание и без того успешной «Проданной невесты». Опера быстро исчезла из репертуара, что вызвало общественные протесты - начал издаваться одноимённый журнал, а в защиту Сме́таны выступали Ян Неруда и другие патриотически настроенные деятели.

Уже в конце 1860-х годов Сме́тана задумал ещё одну оперу национального содержания «Либуше», посвящённую легендарной основательнице Праги. Работа над этой "торжественной картиной в трёх частях" была завершена к 1872 году, и первоначально автор предполагал, что её первое исполнение будет приурочено к коронации Франца Иосифа I как короля Богемии, но эта коронация так и не состоялась. В результате премьера прошла только 11 июня 1881 года, на торжественном открытии Национального театра. По завершении работы над «Либуше», в 1873-м - 1874-м годах, Сме́тана писал оперу «Две вдовы». Подобно «Проданной невесте», Сме́тана широко использовал в этой опере народные мотивы, на сей раз - городскую песню.

Исполнение «Двух вдов» стало последним, которым дирижировал сам автор. В 1874 году его здоровье пошатнулось. Вслед за перенесённым сифилисом у композитора начались сильные головные боли и постепенная потеря слуха - первые симптомы развившегося позже нервного заболевания. Ему пришлось оставить пост дирижёра и расстаться с театром.

В 1874 - 1879 годах Сме́тана работал над циклом из шести симфонических поэм «Моя родина». Впервые он был исполнен в 1881 году. Также с середины 1870-х по начало 1880-х годов были закончены ещё три оперы на либретто Элишки Красногорской, квартет «Из моей жизни» (1876), фортепианная пьеса «Чешские танцы» (1879), оркестровый «Пражский карнавал» (1883) и другие произведения. Ещё одна опера на либретто Красногорской, «Виола» (по мотивам шекспировской «Двенадцатой ночи»), не была завершена. Уровень создаваемой Сме́таной в эти годы музыки был неровным - шедевры чередовались с произведениями, которые характеризуют разорванность формы и излишняя ладогармоническая сложность.

Личная жизнь

27 августа 1849 года состоялось бракосочетание Бедржиха с его юношеской любовью Катаржиной Коларовой. Будучи замечательной пианисткой, она смогла деятельно участвовать в работе музыкальной школы. 

Скоро в семье Сме́таны появились дети. Большие надежды возлагали родители на старшую дочь Фридерику, по-чешски Бедржишку, которая, казалось, унаследовала необычайный музыкальный талант, проявившийся, по словам родителей, уже в очень раннем детстве. Тем тяжелее были удары судьбы, постигшие семью в середине 1850-х годов. В течение трёх лет умерли три из четырёх дочерей: в декабре 1854 года - родившаяся второй Габриэла, в сентябре 1855 года - старшая Бедржишка, в июне 1856 года - родившаяся третьей Катержина. 

Боль, вызванная потерей обожаемой дочери "Фрицхен", как называли Бедржишку, вылилась в музыку. Непосредственно под воздействием смерти Бедржишки Сме́тана написал первое значительное камерное произведение - «Трио соль-минор» для фортепиано, скрипки и виолончели. В списке своих произведений он отметил, что это трио является «воспоминанием о моём первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырёх с половиной лет».

17 октября 1856 года Сме́тана прибыл в Гётеборг. Этот крупный шведский портовый город на последующие пять лет стал для него чем-то вроде второй родины. Весной 1857 года Сме́тана побывал в Чехии. Но там его вновь постигло большое горе - скончался отец. Осенью того же года вместе с женой и дочерью Софьей композитор вернулся в Гётеборг. 

Из трёх симфонических поэм, возникших в Гётеборге, наиболее самобытна вторая поэма - «Лагерь Валленштейна» (1859). Это первое крупное симфоническое произведение Сме́таны ярко выраженного национального характера. В нём наметились черты будущего симфонического цикла «Моя Родина». 

Третий год жизни в Гётеборге был омрачён болезнью жены. Суровый северный климат пагубно отразился на её здоровье. К весне Катаржина настолько ослабла, что едва могла ходить. Сме́тана решил немедленно покинуть Швецию.

На обратном пути Катаржине стало совсем плохо, и в Дрездене 19 апреля 1859 года она скончалась. Сме́тана тяжело переживал её смерть. В эти горестные дни его снова поддержал Ференц Лист, пригласив в Лейпциг на съезд молодых немецких музыкантов. Последнюю зиму в Швеции Сме́тана провёл вместе со второй женой - Беттиной Фердинандовой. Познакомился он с ней в семье своего брата Карла. Девушка покорила его красотой и хорошим воспитанием. Летом 1860 года состоялась их свадьба. 

Последние годы

К 1882 году работоспособность Сме́таны была подорвана ещё сильнее начавшейся потерей памяти и речи. У него участились приступы депрессии. В ноябре 1883 года он в последний раз приехал в Прагу, чтобы присутствовать на повторном открытии Национального театра, отстроенного после пожара - по этому случаю в театре 18 ноября была вновь поставлена опера «Либуше».

Последние несколько месяцев жизни композитор провёл в пражской лечебнице для душевнобольных, где и умер 12 мая 1884 года. Был похоронен на Вышеградском кладбище.

Творческое наследие

Сме́тана - один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он первым из композиторов использовал в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Ему также принадлежит первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке - «Бранденбуржцы в Чехии». Творчество Сме́таны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений - Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и других.

Одна из симфонических поэм цикла «Моя родина» - Влтава» - стала неофициальным чешским национальным гимном. Также с исполнения «Моей родины» ежегодно начинается фестиваль «Пражская весна», а опера «Либуше» исполняется в дни национальных праздников Чехии.

В Праге с 1936 года открыт музей Бедржиха Сме́таны.

Памятники Бедржиху Сме́тане установлены в Праге, Литомишле, Пльзене, Оломоуце, Карловых Варах и других чешских городах.

По материалам Википедии и tunnel.ru



Композитор


Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.015 секунд .