ГЛАВНАЯ
ФОРУМ
ЧаВо
Правила
РЕГИСТРАЦИЯ
Торренты
Топ раздачи
Привет, Гость
Войти на сайт
Регистрация
Восстановить Пароль
Персоны кино
:
Барият Мурадова
Искать раздачи:
Барият Мурадова
20
Краткая биография
Имя:
Барият Солтанмеджидовна Мурадова
Дата рождения:
16 января, 1914 | козерог
Место рождения:
Нижний Джингутай, Российская Империя
Дата смерти:
3 июня, 2001 | 87 лет
Место смерти:
Махачкала, Республика Дагестан, Россия
Карьера:
Актриса
Жанр:
драма
,
мелодрама
,
комедия
Супруг:
Алим Курумов
(развод, двое детей),
Ниязи Зульфугар оглы Тагизаде-Гаджибеков
(умер)
Семья:
Инесса Курумова
(дочь)
Биография
Барият Мурадова - классик дагестанской сцены.
Барият Солтанмеджидовна Мурадова осталась в памяти современников как непревзойденный, исконно народный талант и актриса высокого профессионализма.
Родилась Барият Мурадова 16 января 1914 года в кумыкском селении Нижний Джингутай Буйнакского района. Дочь красного партизана, погибшего в революционных событиях, Мурадова воспитывалась в доме дяди, известного музыканта и певца Татама Мурадова. Род Мурадовых подарил Дагестану целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры.
Барият Мурадова выступала на сцене с трехлетнего возраста и вплоть до 80 лет не покидала ее. Искусство и творческий почерк Мурадовой тесно связаны с корнями народного театра, с манерой импровизационной народной культуры. Всю свою жизнь она отдала родному театру. Ей были чужды понятия ограничения амплуа. Она могла появиться на сцене в любом жанр, играла в молодости и старости, а в 50 лет блистала в образе Лауры из пушкинского «Каменного гостя». Барият Мурадовой удавались как драматические, трагические, героические образы, так и лирические, сатирические, острохарактерные и откровенно водевильные, опереточные персонажи.
В одни и те же годы она могла выйти на сцену то в роли смешной и простодушной Джумайсат («Молла Насретдин» М.Курбанова), то шекспировской Джульетты, то чудаковатой Шакирхан («Под деревом» Г. Рустамова), то взбалмошной Живкой («Госпожа министерша» Б. Нушича), то мужественной Толгонай («Материнское поле» Ч.Айтматова) или поэтической Гюлькыз («Айгази» А.-П. Салаватова), которую актриса играла более 20 лет. «Лаура в исполнении Барият Мурадовой - один из лучших образов, увиденных мною на драматической сцене», - говорил па обсуждении спектакля в Москве главный режиссер театра им. Евг. Вахтангова Рубен Николаевич Симонов в апреле 1960 года.
Неослабный интерес зрителя и постоянный успех спектакля «Молла Насретдин» на сцене Кумыкского театра в течение трех десятилетий был обязан сценическому дуэту Барият Мурадовой (Джумайсат) и Тажудина Хаджиева (Молла Насретдин). Не скупясь на краски, актриса показывает всем некрасивую на внешность, чудаковатую простолюдинку, которая в часы «творческого вдохновения» самозабвенно поет и пляшет или горячо спорит с мужем, кому качать люльку с ребенком. Одетая в выгоревшее и потрепанное платье, Джумайсат Барият Мурадовой ходит широко и размашисто шагая. Ее немолодое лицо украшает увесистый нос-картошка, широкие ломаные брови вразлет моментально сходятся на переносице, когда она сердится. То, принимаясь энергично чесаться за пазухой, то, визжа и покатываясь со смеху, отпускает грубые шуточки в адрес мужа, то, увлеченно барабаня ладонями по своим коленям, выводит незамысловатую песню.
«Ее песня - это сольный номер со своей драматургией, виртуозный и комичный: Джумайсат - Мурадова высоко и плавно растягивает лицо в пленительной улыбке, жмуря от удовольствия глаза и поводит плечами, затем голос стремительно опускается в басовый регистр, и пение становится похожим на ропот горной реки, затем снова набирает высоту...»,- писала об ее игре театровед С.Нахшунова. А ведь, когда Барият Мурадова впервые прикоснулась к образу Джумайсат, ей было всего двадцать пять лет, и она параллельно играла лучших лирических и романтических героинь мировой драматургам.
Общительная, наблюдательная и чуткая к восприятию жизни, Барият Мурадова с детства училась у своего народа вечным истинам, цепкой памяти, точной оценке. Однажды увиденное в жизни она откладывала в копилку памяти, чтобы вытащить и показать народу то, что таится в нем самом. Таковы ее «фольклорные» и современные героини из народа: Сувсар («Карачач» А-П.Салаватова), Асият («Любовь Асият» А.Курбанова), Зайнаб («Сестры» С.Джетере), Салимат («Подарок Салимат» Г.Рустамова), Кыстаман («Красные партизаны» А-П.Салаватова) и другие.
А какие разные и сильные характеры она создавала в классическом репертуаре. И среди них Мехменэ-Бану из «Легенды о любви» Н. Хнкмета; глубоко страдающая, смертельно усталая от человеческой лжи и предательства и, наконец, отчаявшаяся, оскорбленная от обманутой любви, поруганных чувств Лариса из «Бесприданницы» А Островского; трагическая, обреченная жертва тяжкого груза тяжкого груза адатов в образе Сусанны из «Намуса» А. Ширванзаде или сильная, властная и постоянно внутренне сопротивляющаяся подневольная жертва вековых адатов - Танкабике пьесы М. Карима «В ночь лунного затмения».
Их было много в ее творческой биографии: от Кручининой и Агафьи Тихоновны до Соньки в «Аристократах» Н.Погодина и Маши в «Мужестве» Березки. То, поспевая величие человеческой души, то, выставляя на осмеяние воинствующую серость и омещанившуюся посредственность, Барият Мурадова заставляла зрителя заглянуть в собственную душу, в копилку мыслей и чувств, создавая зеркало, предупреждающее духовное банкротство.
Более 200 ролей сыграно Барият Мурадовой за свой актерский век. А из всех ролей, особенно в последние годы она отдавала предпочтение образам матерей. Благородство и сила духа были определяющими чертами характеров ее матерей. Олицетворение гражданственности и материнской славы в обобщенном образе Матери-Родины в спектакле «Сквозь бурю» М-С. Яхьяева. А Толгонай - Мурадова в «Материнском поле» Ч.Айтматова - многострадальная мать, в скорби которой воплощена скорбь всех матерей, потерявших сыновей. Потрясающего трагизма достигает она в монологе, обращенном к погибшим сыновьям, где боль бесконечных утрат и жажда мира, и заклинание, призыв к живым не допускать повторения кровопролитных войн, и мечта о мирном благородном труде землепашца вылились в горячее признание Матери - Земле.
Много было в творческой жизни Барият Мурадовой работ с печатью высокого профессионализма. И все они нашли в душах зрителей благородный отклик.
Талантливая, непостижимая, неповторимая... - эти и множество других эпитетов сопровождали всегда выступления Народной артистки СССР, первой Народной артистки СССР из Дагестана (ей первой в республике было присвоено и звание Народной артистки Дагестана в 1936 году), лауреата премии РСФСР им. К.С. Станиславского, кавалера многих орденов и медалей, лауреата и дипломанта множества смотров и конкурсов, выдающуюся артистку Кумыкского театра, любимую и почитаемую всеми народами Дагестана, Барият Солтанмеджидовна Мурадову.
Семья:
- Дядя - музыкант и певец Татам Алиевич Мурадов (1902-1958), заслуженный деятель искусств Дагестана.
- Первый муж - Алим Салимханович Курумов (1911-1974), актёр и режиссёр Кумыкского музыкально-драматического театра им. А. П. Салаватова, народный артист РСФСР (1960).
- Дочь - Инесса Алимовна Курумова (1936-2015), актриса Дагестанского русского драматического театра им. А. М. Горького, народная артистка РФ (2005).
- Дочь - Белла Алимовна Мурадова (род. 1940), первая в Дагестане женщина-скульптор.
- Второй муж - дирижёр и композитор
Ниязи Зульфугар оглы Тагизаде-Гаджибеков
(1912-1984), народный артист СССР.
Барият Мурадовой умерла 3 июня 2001 года в Махачкале. Похоронена на мусульманском кладбище по улице Генерала Омарова (бывшая Венгерских Бойцов).
Нет сомнения, что народ не забывает своих героев, своих ярких, неугасаемых звезд. Именем Барият Мурадовой будут названы улицы, школы, республиканские премии за лучшие женские актерские работы, назначены именные стипендии лучшим студентам актерского отделения. Ее имя, как и имена незабвенных Гамида Рустамова, Алима Курумова, Амира Курбанова, Таджутдина Гаджиева золотыми буквами будут написаны на фронтоне нового здания Кумыкского музыкально-драматического театра.
В 2010 году в Махачкале был открыт памятник Барият Мурадовой. В 2015 году вышла книга «Барият Мурадова. Талантливая, непостижимая, неповторимая».
Статья ведущего научного сотрудник Гулизар Султановой на сайте «Кумыкский мир» от 25.02.2017 года
Фильмография
1984
Талисман любви
1975
Горянка
... Канича, мать Османа
1972
Канатоходец
... телефонистка
1970
Адам и Хева
... Бариат, секретарь сельсовета
1959
Тучи покидают небо
... Айшат
Работы в театре
Дагестанский кумыкский государственный музыкально-драматический театр имени А.-П. Салаватова
«Каменный гость» (А. Пушкин) ... Лаура
«Бесприданница» (А. Островский) ... Лариса
«Ромео и Джульетта» (У. Шекспир) ... Джульетта
«Без вины виноватые» (А. Островский) ... Кручинина
«Женитьба» (Н. Гоголь) ... Агафья Тихоновна
«Материнское поле» (Ч. Айтматов) ... Толгонай
«Легенда о любви» (Н. Хикмет) ... Мехменэ-Бану
«Аристократы» (Н. Погодин) ... Сонька
«Мужество» (Г. Березко) ... Березко
«Макар Дубрава» (А. Корнейчук) ... Ольга
«В ночь лунного затмения» (М. Карим) ... Танабике
«Карачач» (А.-П. Салаватов) ... Сувсар
«Любовь Асият» (А. Курбанов) ... Асият
«Сестры» (С. Джетере) ... Зайнаб
«Подарок Салимат» (Г. Рустамов) ... Салимат
«Красные партизаны» (А.-П. Салаватов) ... Кыстаман
«Намус» (А. Ширванзаде) ... Сусанна
«Молла Насретдин» (М. Курбанов) .... Джумайсат
«Под деревом» (Г. Рустамов) ... Шакирхан
«Ирчи Казак» (Яхьяев) ... Джаминат
«Госпожа министерша» (Б. Нушич) ... Живка
«Суровые дни» (М. Хуршилов) ... Айнахум
«Айгази» (А.-П. Салаватов) ... Гылькыз
«Соседи» (А. Курбанов) ... Айбике
«Черные розы» (Н.Дагиров) ... Биби
«Если сердце захочет» (Г.А. Гасанов) ... Солтанат
Награды и премии
1972 Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (за исполнение ролей Матери-Родины, Софьи, Жумайсат в спектаклях «Сквозь бурю» М.-С. Я. Яхьяева, «Мать» М. Горького, «Молла Насреддин» в Кумыкском МДТ имени А. П. Салаватова)
1960 Народная артистка СССР
1955 Народная артистка РСФСР
1940 Заслуженная артистка РСФСР
1935 Народная артистка Дагестанской АССР
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Дружбы народов
Орден «Знак Почета»
Орден Ленина
Расширенный поиск
:
Не выбрано
Русская
Зарубежная
Не выбрано
Мужской
Женский
Счетчики
Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка!
©
2025 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.013 секунд .