Десанка «Беба» Лончар (род. 28 апреля 1943, Белград) - сербско-итальянская
киноактриса. Снялась в 52 фильмах в период между 1960 и 1982 годами. Известна ролями в
кино 1960-1970-х годов. Впервые добилась «звёздного» статуса в родной Югославии, затем
переехала в Италию, где также достигла немалого успеха.
Ранние годы
Десанка Лончар выросла в белградском районе Дорчол, с ранних лет принимала
участие в представлениях. В конце 1950-х годов получила опыт работы «на камеру»
выступая в детских и молодежных программах на недавно начавшем работу
телевидении Белграда. Обучалась актёрскому мастерству под руководством
режиссёра Софии Йованович, благодаря которой и состоялся кинодебют Лончар -
эпизодическая, не попавшая в титры роль в картине 1960-го года Diližansa snova.
Карьера
Дебют
Прорыв в кинокарьере Бебы Лончар состоялся, когда снялась вместе с парой других
актёров-дебютантов, Борисом Дворником и Душицей Жегарац в антивоенной драме
Франца Стиглица
Девятый круг. Эта
история еврейской семьи из Любляны времён Холокоста со временем получила большое
признание критики.
Ещё до премьеры Девятого круга 16-летняя Лончар исполнила свою первую главную роль
- красивой молодой девушки Сони Илич, в молодёжной комедии
Любовь и мода.
Начало карьеры в Югославии
Девятый круг, премьера которого состоялась в конце апреля 1960 года,
собрал хорошие отзывы. Хотя главная роль Руфь Алкалай досталась другой
начинающей актрисе - Душице Жегарац - работа Десанки Лонча над образом Магды также
была встречена очень тепло. Фильм был отобран для конкурса на Каннский
кинофестиваль 1960 года, куда обе актрисы ещё даже не закончившие школу,
отправились в мае, и где впервые вкусили блеска и гламура.[2] Через несколько
месяцев, в августе, фильм получил «Большую Золотую Арену за лучший фильм» на
Кинофестивале в Пуле; и к тому же был представлен от Югославии на Оскар в
номинации Лучший фильм на иностранном языке.
Вышедшая на экраны той же осенью картина
Любовь и мода
произвела сенсацию, подобно которой Югославия ещё не знала. Дерзкая история,
подкреплённая поп-саундтреком стала коммерческим хитом. Красота и обаяние
Десанки Лончар, привносящие, наряду с Душаном Буладжичем, а также с признанными
звёздами югославского кино Миодраг Петровичем-Чкальей и Мией Алексичем, свежую
струю в комедийный жанр, произвели неизгладимое впечатление на широкую
аудиторию, проложили путь её карьере в кино.
Всего с двумя фильмами в послужном списке, к концу 1960-го года 17-летняя Десанка
Лончар обрела статус национальной знаменитости. Вскоре она получила приглашение
на главную женской роль режиссёра-дебютанта Александра Петровича, в его
романтическую драму
Двое - наряду с Михой Балохом и Милошем Жутичем. За роль
загадочно-кокетливой столичной девушки Йованы Жрнич, она в очередной раз
получила массу положительных отзывов в прессе. Фильм вышел в конце июля 1961 года, а
в следующем году был отобран в конкурсную программу в Канны. И хотя фестивального
успеха Девятого круга эта картина не повторила, фильм
Двое получил очень хорошие отзывы за
новаторский подход, за долгожданный глоток свежего воздуха в югославском кино,
которое до этого момента в основном производило жанровые ленты с очень
конкретной и жёсткой структурой и выверенным нарративом. Фильм
Двое знаменует собой первое
появление Лончар на экране под прозвищем Беба, вместо настоящего имени Десанка,
практика, которая будет продолжена до конца карьеры Лончар.
Уже полноправная кинозвезда Югославии и всенародный секс-символ, Лончар начала
получать роли в иностранных картинах, снятых в Югославии. Первым опытом такого
рода стало приглашение от Франца Антеля на второплановую роль Афры в австрийскую
ленту ...und ewig knallen die Räuber. Затем последовали несколько югославских проектов, в
которых у Лочар были заметные роли, такие как комедия Софии Йованович
Доктор (1962), в
основе которой одноимённая книга Бранислава Нушича, и лента
Земляки (1963) Здравко
Рандича. Кроме того, Беба Лончар взялась за второстепенную роль в британском
приключенческом экшене Джека Кардиффа
Корабли викингов (1963). Фильм был полностью снят в Югославии, а
партнёрами Лончар стали Ричард Видмарк, Сидни Пуатье, Расс Тэмблин и Розанна
Скьяффионо. Позднее актриса признавалась, что роль Герды была ей предложена,
поскольку утверждённая исполнительница в последний момент вышла из проекта.
Кардифф был вынужден в срочном порядке просмотреть множество местных
претенденток и остановил свой выбор на Лончар, чьи физические данные, по его
представлениям, позволяли ей сыграть женщину-викинга.
Другой иностранной картиной, так же снятой на территории Югославии, в которой
оказалась занята Беба Лончар, стал англоязычный фильм германского производства:
вестерн-мюзикл Шерифом была дама, поставленный Соби Мартином, с молодой актрисой
в главной женской роли. Партнёром Лончар стал австрийский поющий актёр Фредди
Куинн. В перерывах между съёмками, Лочар успела поработать с Миленой Дравич
(молодой белградской актрисой, чья карьера напоминала её собственную), Любишей
Самарджичем, Борисом Дворником и Мики Миковичем в романтической летней
молодёжной комедии Волшебное лето, о мальчиках с Далматинского побережья,
соблазняющих девочек-туристок.
Итальянский период
В 1964 году в карьере Бебы Лочнар начался новый, итальянский, период. Она получила
роль в новелле Мауро Болоньини для альманаха в
Женщина - это нечто прекрасное. Уже к 21 году она
переехала в Рим и продолжила сниматься в итальянском кино.
1965 год стал самым плодотворным в её карьере - она появилась в шести фильмах. В
начале весны состоялась премьера комедии Карло Лиццани
Селестина, в которой у
Лончар была значительная роль, затем последовал эпизод в знаменитой комедии
Жерара Ури
Разиня, с Луи де Фюнесом и Бурвилем, и работа побольше в комедии Стено
Letti sbagliati. В конце лета
Бебе Лончар вновь на экране: она играет одну из пассий Марчелло Мастроянни в
комедии Марио Моничелли
Казанова 70, а затем они с
Даниэлой Бьянки воплощают тандем соблазнительниц двух женатых друзей, в
исполнении Витторио Гассмана и Адольфо Чели, в приключенческой комедии Лучиано
Сальче
Слалом. Этот напряженный год Бебе Лончар завершила работой в фильме
Массимо Франчиозе
Лентяй.
Первые киноработы Бебы Лочнар в Италии задали направление, по которому она, в
основном, и продолжила движение в своей карьере, поскольку и режиссёры этой
страны, и продюсеры всего мира видели её в ролях экзотической и таинственной
прелестницы, как нельзя лучше подходящих для комедий по-итальянски.
Личная жизнь
Лончар был замужем за хорватским бизнесменом и светским львом Йосипом «Диканом»
Радельяком. Они познакомились в Сплите, в 1970-х. В 1982 году у них родился сын Лео.
После родов, в возрасте 39 лет Беба Лончар решила закончить карьеру в кино. В конце
1980-х супруги расстались, поскольку Радельяк увлёкся более молодой актрисой Эной
Бегович. После изматывающего судебного процесса, их развод был завершен только к
1994 году, и Радельяк получил опеку над их единственным сыном.
Летом 2000 года, Лончар стала жить с сербский лыжником Стеваном Маринковичем
Кничанином, за которого вскоре вышла замуж. В конце 2000 года, она переехала из Рима
в родной Белград, где проживает до сих пор. Несмотря на разрыв с кино
тридцатилетней давности, Лончар по-прежнему очень популярна в Сербии и в других
республиках бывшей Югославии. При этом, она ведет очень спокойный, неброский
образ жизни и редко дает интервью. Последнее на данный момент относится к июню 2010
года, когда фильму
Любовь и мода
исполнилось 50 лет.