Вениамин Львович Зускин (идиш בנימין
זוסקין — Биньомен Зускин) — артист еврейского театра на
идише и кино. Народный артист РСФСР (1939). Народный артист Узбекской ССР (1943).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Ранние годы
Родился 16 (28) апреля 1899 года в Паневеже (ныне Паневежис, Литва). Учился в хедере, в 1911
году поступил в реальное училище. В 1915 году при высылке евреев из Прибалтики попал
в Пензу, где продолжал занятия в училище и играл в любительской театральной
студии.
Актерская карьера
В 1920 году стал студентом Свердловского горного института, в 1921 году перевёлся в
Московскую горную академию, сразу же был принят в студию Еврейского камерного
театра (с 1925 года — ГОСЕТ) и через три месяца зачислен в труппу.
В том же году Зускин участвовал вместе с Соломоном Михоэлсом в первой постановке
театра в Москве — «Вечер Шолом Алейхема», в 1922 году сыграл главную роль в
«Колдунье» (по А. Гольдфадену).
В созданных Зускиным образах мягкий юмор придавал лирическую окраску
трагическим и смешным противоречиям местечковой жизни, а в своих суетливых
героях, поглощённых мелкими будничными заботами, актёр открывал для зрителя их
подлинную душу мечтателей и поэтов. В течение почти всей сценической
деятельности Зускин был партнёром Михоэлса.
Вместе они воплощали две стороны еврейского национального характера в их
наиболее интенсивном выражении: рядом с драматически приподнятыми и философски
обобщенными героями Михоэлса появились неунывающие, земные и тоже одержимые
мыслью о недостижимом, овеянные легкой грустью герои Зускина. Таковы его
Сендерл-Баба («Путешествие Вениамина III» по Менделе Мойхер-Сфориму, 1927), Шут
(«Король Лир» Шекспира, 1935), Гоцмах («Блуждающие звёзды» по Шолом Алейхему, 1940),
Бадхен («Фрейлехс» З. Шнеера, 1945) и другие.
Зускин удачно выступил и в роли еврейского философа Соломона Маймона (пьеса М.
Даниэля), хотя первоначально уговаривал Михоэлса взять роль себе.
В ГОСЕТе поставил спектакли «Канун праздника», «Стоит жить», «Гершеле
Острополер» и др.
Зускин также снимался в кино: «
Человек из местечка» (1930), «
Граница» (1935), «
Искатели счастья» (1936), «Цирк» (1936), «
Непокоренные»
(1945), «
Свет над
Россией» (1947).
Занимался режиссёрской деятельностью, с 1935 года преподавал в театральном училище
при ГОСЕТе.
Арест и расстрел
После гибели Михоэлса недолго возглавлял театр. В декабре 1948 года находившегося в
больнице Зускина арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК).
Почти четыре года продолжалось «хождение по мукам» Вениамина Зускина на Лубянке.
Под пытками довели до оговора себя и не только: его «показания» были использованы
также в деле жены министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, деятельницы
антифашистского комитета Полины Жемчужиной.
Зускин надеялся опровергнуть свои показания на суде и попытался сделать это в
своем последнем слове: «Как я могу позволить сделать что-нибудь против той страны,
которая сделала меня человеком! Кем я был, сын портного, которому отец мечтал дать
образование и который имеет звание народного артиста РСФСР». Разумеется, не
помогло.
18 июля 1952 года приговорен Военной коллегией Верховного суда к высшей мере
наказания.
Расстрелян 12 августа 1952 в Москве вместе с группой еврейских писателей,
проходивших по делу Антифашистского еврейского Комитета. Место их захоронения -
Донское кладбище в Москве.
Посмертно реабилитирован в ноябре 1955 года.
Семья
Жена - Берковская Эда Соломоновна (1903-1959).
Дочь - Зускина-Перельман Алла Вениаминовна (1936 г. р.), автор воспоминаний
«Путешествие Вениамина».