Ранние годы и начало творчества
Хью Марлоу родился 30 января 1911 года в Филадельфии. Он начал выступать в театре во
время учёбы в Чикаго. В начале 1930-х годов актёр перебрался в Лос-Анджелес для
работы в престижном Театре Пасадины, где сменил имя с комичного Хью Герберт Хиппл
на более весомое Хью Марлоу.
Карьера в театре и на радио в 1930-1970-е годы
В 1936 году Марлоу дебютировал на бродвейской сцене в спектакле «Арестуйте эту
женщину». Среди его многочисленных пьес и мюзиклов на Бродвее были: «Попрощайся с
мальчиками» (1938-39), «Право на ошибку» (1939-40), «Требуется молодая пара» (1940), «Полёт на
запад» (1940-41), «Земля сияет» (1941-42), мюзикл «Леди в темноте» (1943) с Гертрудой Лоренс,
комедия «Требуется двое» (1947), «Лора» (1947) и «Дуэт для двух рук» (1947).
В 1939-40 годах Марлоу запомнился также исполнением главной роли в детективном
радиосериале CBS «Приключения Эллери Куина» (в 1952-56 годах он повторил эту роль в
одноимённом телесериале).
В 1968 году, после почти двадцатилетнего перерыва, Марлоу вернулся на Бродвей,
сыграв свою последнюю роль в романтической комедии «Моя идея - это женщина» (1968).
Помимо этого он участвовал в спектаклях небродвейских театров Нью-Йорка «Олений
парк» (1967) по Норману Мейлеру и «Все мои сыновья» (1974) по Артуру Миллеру.
Карьера в кино в 1936-1969 годах
Как указано в биографии актёра на сайте Turner Classic Movies, в 1930-е годы после недолгой
работы на радио Марлоу получил свои первые кинороли второго плана в качестве
контрактного актёра кинокомпании 20th Century Fox. Его первыми заметными фильмами были
комедия «Женат до завтрака» (1937) с Робертом Янгом и мелодрама «Между двумя
женщинами» (1937) с Франшо Тоуном .
В 1940-е годы Марлоу сыграл в таких популярных картинах, как музыкальная комедия
Винсента Миннелли «Встретимся в Сент-Луисе» (1944) с Джуди Гарлэнд в главной роли,
комедия военного времени «
Брак - это частное дело» (1944) с Ланой Тёрнер и мелодрама «Миссис
Паркингтон» (1944) с Грир Гарсон , а также комедия «
Приходи в конюшню» (1949) с Лореттой Янг . В военной драме «Вертикальный
взлёт» (1949) Марлоу сыграл важную роль подполковника ВВС и одного из начальников
группы бомбардировщиков во время Второй мировой войны, который проходит путь
становления под руководством своего командира в исполнении Грегори Пека . Фильм
был позитивно принят критикой, отметившей, как написал Босли Краузер в «Нью-Йорк
Таймс», что «фильм в большей степени посвящён рассмотрению человеческого
фактора, чем самолётам или техническим аспектам войны». Фильм был удостоен двух
«Оскаров» и ещё двух номинаций на «Оскар», в том числе в категории «лучший
фильм».
В 1950 году в драматической картине из бродвейской жизни «
Всё о Еве» (1950) Марлоу сыграл
важную роль признанного драматурга и автора пьесы, в которой должна сыграть
героиня фильма, стареющая бродвейская звезда в исполнении Бетт Дэвис . Фильм
получил очень высокие оценки критики, единодушное мнение которых на Rotten Tomatoes было
обобщено следующими словами - «умный, изысканный и невероятно забавный фильм,
ставший голливудской классикой, который с годами становится только лучше». Фильм
был номинирован на 12 «Оскаров», завоевав шесть из них, в том числе, как лучший
фильм. В том же году в фильме нуар Жюля Дассена «
Ночь и город» (1950)
Марлоу предстал симпатичным дизайнером, влюблённым в свою соседку (Джин Тирни ),
которая в свою очередь влюблена в мошенника и авантюриста (Ричард Уидмарк ),
пытающегося организовать коммерческие борцовские поединки в Лондоне.
Как отметил Эриксон, «режиссёр Говард Хоукс грамотно использовал серьёзность
облика Марлоу, пригласив его на роль лишённого юмора адвоката, чтобы оттенить
детские проделки выпившего волшебный эликсир учёного (Кэри Грант ) в
эксцентрической комедии „Мартышкин труд“ (1952)». Женские роли в этой картине
исполнили Джинджер Роджерс , которую удостоили номинации на «Золотой глобус», и
Мэрилин Монро .
В 1955 году в фильме нуар «
Беззаконие» (1955) с
Эдвардом Дж. Робинсоном в главной роли Марлоу сыграл важную роль внешне
добропорядочного следователя, который, как выясняется в финале, тайно работал на
мафиозного босса, с которым вели борьбу правоохранительные органы. Историк кино
Гленн Эриксон среди прочих удачных актёрских работ в этом фильме отметил и
«беспринципного Хью Марлоу».
В 1950-е годы Марлоу сыграл также в ряде научно-фантастических фильмов, среди них,
классика жанра «День, когда Земля остановилась» (1951), а также в часто пародируемый
фильм категории В «
Земля против летающих тарелок» (1956), где он сыграл
главную роль учёного, который оказывается в центре отношений с представителями
враждебной внеземной цивилизации. Он вновь сыграл учёного в «крупнобюджетной
причудливой» картине «
Мир без конца»
(1956). По словам Хэла Эриксона, в этих тревожных фантастических фильмах
«безрадостный облик актёра повышал степень достоверности происходящего».
Среди других значимых фильмов Марлоу этого периода - вестерн «
Нападение на почтовую станцию» (1951) с Тайроном
Пауэром и Сьюзен Хэйуорд , комедия «Мистер Белведер звонит в звонок» (1951) с
Клифтоном Уэббом, нуаровый триллер «Дипкурьер» (1952) с Тайроном Пауэром и
приключенческая мелодрама «
Сад зла» (1954) с Гэри Купером и
Сьюзен Хэйуорд .
В 1960-е годы Марлоу сыграл священника в успешной драме о лже-проповеднике «Элмер
Гентри» (1960) с Бёртом Ланкастером в главной роли. Фильм был номинирован на пять
премий «Оскар», в том числе, как лучший фильм, завоевав три награды. В 1960-е годы
Марлоу также сыграл в таких значимых картинах, как тюремной драме «
Любитель птиц из Алькатраса» (1962) с Ланкастером , который
был удостоен четырёх номинаций на «Оскар», и политическом триллере «
Семь дней в мае» (1964), снова с Ланкастером и Кирком Дугласом .
Карьера на телевидении в 1953-1982 годах
С 1952 года Марлоу стал постоянно работать на телевидении. В 1952-56 годах он сыграл
заглавную роль детектива в 37 эпизодах телесериала «Приключения Эллери Куинна»
(1952-56). Начиная с 1969 года и вплоть до своей смерти в 1982 году, Марлоу исполнял роль
патриарха центрального семейства в мыльной опере «
Другой мир», сыграв за
это время в 158 эпизодах.
Помимо этих постоянных ролей Марлоу неоднократно появлялся в таких значимых
телесериалах, как «Перекрёстки» (1956-57), «
Альфред Хичкок представляет» (1956-61, 4 эпизода), «
Истории Уэллс-Фарго» (1957), «Перри Мейсон» (1959-65, 6 эпизодов), «
Сыромятная плеть» (1960-62), «Виргинцы» (1964-66) и «Человек из АНКЛ» (1968).
Актёрское амплуа и оценка творчества
Как написал Томас Эннис в «Нью-Йорк Таймс», «Марлоу был актёром театра, кино, радио
и телевидения, карьера которого охватила более чем 50 лет». Хэл Эриксон пишет, что
Марлоу начинал как радиоведущий и театральный актёр, после чего «в начале 1930-х
годов недолгое время числился в кино среди исполнителей главных ролей, однако,
начиная с середины 1940-х годов, более сильно проявил себя как второй главный
персонаж или характерный актёр». По мнению Энниса, «у него были сильные роли
второго плана в кино и на сцене».
Эриксон далее указывает, что «в 1950-е годы сдержанная, серьёзная манера держаться
хорошо послужила Марлоу во многих ролях второго плана на студии 20th Century-Fox». В
биографии актёра на сайте Turner Classic Movies отмечено, что «Марлоу, наверное, в большей
степени, чем любой другой характерный актёр своей эпохи, был архетипом
серьёзности. Его безрадостный вид и мрачный стиль игры усиливали зловещий и
ирреальный характер таких классических фантастических фильмов, как «День, когда
Земля остановилась» и «
Земля против летающих тарелок».
Личная жизнь
Марлоу был женат трижды, и все его жёны были актрисами. С 1941 по 1946 год он был женат
на Эдит Этуотер, с 1946 по 1968 год - на К. Т. Стивенс, в браке с которой у него родилось
двое сыновей - Джеффри и Кристиан.
В 1968 году он женился на Розмари Тори, с которой прожил до своей смерти. У пары
родился сын Хью Майк.
Смерть
Хью Марлоу умер 2 мая 1982 года от сердечного приступа в своём доме на Манхэттене в
возрасте 71 года.