Брюс Робинсон (англ. Bruce Robinson; род. 2 мая 1946, Бродстэрс - британский кинорежиссёр,
актёр, сценарист и писатель, постановщик культовой стилеобразующей чёрной
комедии «Уитнэйл и я».
Помимо режиссуры, Робинсон известен также как исполнитель роли Бенволио в
картине Франко Дзеффирелли «
Ромео
и Джульетта» и автор сценария к прославленной военной драме Ролана Жоффе «
Поля смерти», за написание которого Робинсон был удостоен премии BAFTA и
представлен к «Оскару» и «Золотому глобусу».
Автор пяти художественных и автобиографических книг, по одной из которых
(«Паранойя в прачечной») в 2012 году была снята комедия «Невероятный страх перед
всем». В 2011 году Робинсон вернулся к режиссуре после 19-летнего перерыва,
экранизировав нашумевший роман Хантера С. Томпсона «
Ромовый
дневник» с Джонни Деппом в главной роли.
Брюс Робинсон родился 2 мая 1946 года в небольшом прибрежном английском городе
Бродстэрс, графство Кент. Отчим избивал Брюса и приучил его к алкоголю, который
позже стал самой главной проблемой его жизни. Доподлинно неизвестно, кто был
биологическим отцом Робинсона, но отчим - штурман, бомбивший на Второй мировой
войне Триполи. С Брюсом росла его сестра Эллис.
С самого детства Брюс мечтал стать актёром, в местной школе имени Чарльза
Диккенса играл в аматорских постановках. О своем детстве Робинсон вспоминал:
«Я вырос среди постоянной чистой ненависти. Как и Томас Пенман, я был ходячим
утверждением вины матери. И, так как вина заставляет страдать, она исключила
любовь из своей жизни. А он [отчим] постоянно был в ярости. У него был хлыст, два
добермана и оружие. До того, как мне стукнуло 10, он часто уезжал. Если я узнавал, что
он возвращается, начинал трястись от страха за неделю. ... Я слышал крики матери:
„Стой, ты убьёшь его!“ - когда он меня лупил - и принимал это, как должное. У меня
была хроническая астма. Я действительно был забитым ребёнком.»
Позже окончил лондонскую Центральную школу сценической речи и драматического
искусства. Однокурсниками Робинсона были будущий музыкант Дэвид Дандас и актёр
Микки Фист. Именно во время очередного спектакля Робинсона заметил итальянский
режиссёр Франко Дзеффирелли и в 1968 году снял его в роли Бенволио в своей версии
шекспировской классики «
Ромео
и Джульетта».
В последующие десять лет не оставлял работу актёра: исполнил немаловажные роли в
картинах «
Любители
музыки», «
Частная
дорога», и, самое главное, «
История
Адели Г.» мастера французской новой волны Франсуа Трюффо. У Трюффо Робинсон
перевоплотился в британского лейтенанта Альберта Пинсона, в которого влюбляется
молодая красавица Адель Гюго. Именно здесь, как считали критики, Робинсон сыграл
свою лучшую роль в карьере. Тем не менее, по его словам, он «никогда не был счастлив
как актёр, так как был писателем».
После появления в ленте «Отель „Кляйнхофф“» Робинсон решил оставить актёрскую
стезю и полностью перейти сначала к написаниям сценариев, а потом уже и к
собственным режиссёрским работам. Произошло это, в том числе, из-за того, что в
конце 1970-х Робинсон стал практически нищим: собственной квартирой не владел,
проживал у друзей, а кормился в итальянском кафе на углу Камден Таун. у его
милосердной владелицы. В 1984 году продюсер Дэвид Путтнэм пригласил его занять
кресло сценариста на съемочной площадке предстоящей военной драмы Ролана Жоффе
«
Поля смерти». Эта душераздирающая, как отмечали критики, история жизни
Камбоджи под тотальным контролем красных кхмеров принесла новоиспеченному
сценаристу премию BAFTA за лучший адаптированный сценарий и номинации на «Оскар» и
«Золотой глобус» в этой же категории.
Тремя годами позднее Робинсон принялся за разработку полуавтобиографической
авантюрной чёрной комедии «Уитнэйл и я». Сюжет фильма основывался на ранней
юности Брюса и его дружеских отношениях с актёром Вивианом Маккерреллом;
Маккеррелл выступил прототипом Уитнэйла, а Робинсон - безымянного персонажа «Я».
Картина была крайне тепло принята кинокритиками и по сей день считается
киноведами культовой. В 1989 году Робинсон снова поработал с Роланом Жоффе, написав
сценарий к его ленте «Толстяк и Малыш», и поставил свой второй, гораздо менее
успешный, сатирический фильм «
Как преуспеть в рекламе».
В 1990-х карьера Робинсона пошла на спад. Он срежиссировал детективный триллер
«Дженнифер-восемь», разработал сценарии к картинам «Возвращение в рай » и «
Сновидения». «Дженнифер-восемь» стал его самым мэйнстримным фильмом,
после разгромного провала которого Робинсон поклялся себе никогда больше не
связываться с крупными голливудскими компаниями. В 1998 году на недолгое время
вернулся к актёрству, сыграв небольшую роль в комедии «
Крезанутые», написал
полуавтобиографическую книгу «Своеобразные воспоминания Томаса Пенмана».
В 2011 году, спустя 19 лет после выхода последней режиссёрской работы, Робинсон
возвратился к режиссуре, экранизировав нашумевший роман Хантера С. Томпсона «
Ромовый
дневник» с Джонни Деппом в главной роли. Сама книга, как признавался
постановщик, не пришлась ему по душе, и он согласился на создание фильма только
из-за дружбы с Джонни Деппом . Критики восприняли новый проект Робинсона резко
поляризованно, отмечая, что экранизация получилась недостаточно близкой к
исходному материалу. Годом спустя по книге Робинсона «Паранойя в прачечной» была
снята эксцентричная комедия «Невероятный страх перед всем».
Личная жизнь
С 1969 по 1980 год Брюс Робинсон пребывал в романтических отношениях с актрисой
Лесли-Энн Даун . «Она работала в кино с людьми вроде Питера Селлерса, а потом
возвращалась ко мне, неудачнику. Но она никогда не теряла веру в меня. Я обязан ей
слишком многим» - говорил режиссёр.
После расставания с Даун Робинсон женился на Софи Уайндхэм, родившей ему двоих
детей: Лили Индию (род. 1986) и Уиллоуби (род. 1994). Они проживают в собственной усадьбе
на границе Уэльса, построенной в XVI веке. Лили стала актрисой, начала карьеру в
Голливуде.
Практически всю жизнь Робинсон боролся с алкоголизмом, окончательно отказавшись
от этой привычки в 2003 году. «Я пил так много, что это угрожало самому важному в моей
жизни - семье. Я пил по четыре-пять бутылок в день. Я приезжал сюда [в усадьбу], как
жирный призрак, полностью опустошённый, каждую ночь. В итоге я отправился к
Анонимным алкоголикам. Не брал в рот спиртного шесть с половиной лет» - вспоминал
он.