Гунар Альфредович Цили́нский (латыш. Gunārs Cilinskis; 1931 - 1992) - советский латвийский
актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1979).
Детство
Гунарс Цилинский родился 23 мая 1931 года в маленьком городке Огре, недалеко от Риги.
Его детство прошло в бурные для Латвии годы: фашистский переворот Ульманиса в мае
1934 года, экономический и политический кризис, провозглашение в 1940 году Советской
власти, и вступление Латвии в СССР. Впрочем, тогда Гунарс не осознавал важности
происходящего вокруг. С ранних лет познав цену хлеба, он, как мог, помогал по
хозяйству родителям. В остальном же Гунарс рос обычным задиристым мальчишкой,
который свободное время проводил в лесу и на речке.
В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Не прошло и месяца с ее начала, как
Латвия была захвачена фашистскими войсками. Четыре года оккупации врезались в
память мальчика, оставив незаживающий след. Может быть, поэтому впоследствии став
актером, Гунарс Цилинский так правдиво играл в военных лентах.
Несостоявшийся лесотехник
Родина Гунарса всегда славилась своими сосновыми лесами. Потому большинство
жителей Огре многие десятилетия были заняты в лесной и целлюлозно-бумажной
промышленности. По этому пути решил пойти и Гунарс. В 1948 году он окончил школу, а
спустя три года леспромтехникум в Огре. Получив диплом, Гунарс начал работать в
Балдонском леспромхозе, где в его обязанности входила организация заготовки
древесины.
По специальности Гунарс Цилинский проработал недолго. Здесь, в леспромхозе, он
увлекся театром. Как только выдавалась свободная минутка, юноша ездил в Ригу
(благо до нее было совсем рядом) на спектакли Академического театра драмы или
Художественного театра имени Я. Райниса. Это увлечение и подтолкнуло его к мысли
попробовать себя в качестве актера.
В новой роли
Осенью 1951 года Гунарс Цилинский отправился в Ригу и подал документы на
театральный факультет Латвийской консерватории. На экзаменах юноша держался
очень скованно, поэтому голоса приемной комиссии разделились. Одни считали, что
из него не выйдет актера, другие увидели в юноше актерские задатки. К счастью
мнение вторых перевесило, и Гунарс был зачислен.
Свою скованность Гунарс не мог преодолеть еще долго. Первое время преподаватели
были очень им не довольны, и даже ставился вопрос об его отчислении из института.
Но благодаря своему упорству и трудолюбию Гунарс сумел перебороть себя и успешно
окончил консерваторию в 1954 году.
Сразу после окончания консерватории Гунарс Цилинский был принят в труппу
Академического театра драмы Латвийской ССР, где проработал долгие годы.
Кино. Путь к успеху
Еще, будучи студентом второго курса консерватории Гунарс Цилинский пробовался на
роль Айвара в картину режиссера Леонида Лукова, но в итоге утвержден не был. С
дебютом на экране пришлось подождать несколько лет. Первые работы актера в кино
пришлись на конец 50-х, впрочем, очень удачными их назвать нельзя. Роли рыбака Яниса
в драме режиссера Ады Неретниеце «
Чужая в
поселке» и Буша в приключенческом фильме Василия Левина «
Сильнее урагана» не привлекли внимания широкой зрительской публики.
Известность к Гунарсу Цилинскому пришла во второй половине 60-х. В 1965 году актер
сыграл революционера - подпольщика Дрезиня в историко-приключенческом фильме
«Тобаго» меняет курс». Типичный для того времени фильм не отличался
глубокой драматургией, потому и герой Цилинского вышел типичным, «правильным».
Дрезинь в исполнении Цилинского находчив, смел, обладает открытым взглядом,
обаятельной улыбкой и мужественной внешностью.
Эти качества будут присущи подавляющему большинству киноперсонажей Цилинского.
Режиссеры, эксплуатируя внешность актера, неизменно предлагали ему
романтическо-героические образы. Таков, например, латыш Жорж в картине «
Ноктюрн» -
боец интернациональной бригады в Испании, пылкий антифашист. Между Дрезинем и
Жоржем много общего: оба благородны, честны, смелы. Но при этом образ Жоржа гораздо
глубже, многограннее. Его чувства к главной героине фильма Иветте (польская
актриса Пола Ракса) претерпевают метаморфозу от раздражительности (при их первой
встрече) до настоящей, светлой любви, о которой так явственно говорят глаза Жоржа.
В финале фильма Иветта погибает (над ней надругались фашисты), и зрители видят уже
другого Жоржа - убитого горем с бессильно опущенными руками, сжимающими автомат.
Николай Кузнецов
Несколько иная роль досталась Гунарсу Цилинскому в военно-приключенческой ленте
режиссера Виктора Георгиева «
Сильные духом»
(1967). Когда актера пригласили сыграть разведчика Николая Кузнецова (реальную
легендарную личность), он даже поначалу хотел отказаться, полагая, что это не его
персонаж. Гунарс Цилинский рассказывал: «Такая колоссальная ответственность
играть в фильме человека, ставшего легендой, человека, священного для миллионов. И
в то же время наделить этот образ живой плотью и горячей кровью. Но почему этим
актером должен быть именно я? С моим латышским складом лица, с моим темпераментом
северянина-прибалта? Отказаться? Но как можно отказаться от такого? Я поехал на
пробу, стал работать, хотя, честно говоря, долго не верил в успех».
Над образом Кузнецова Цилинский работал долго, тщательно, кропотливо, изучая
архивы, беседуя с людьми, знавшими этого легендарного разведчика. Наверное,
поэтому Кузнецов в его исполнении получился не картонным героем, а настоящим
живым человеком, наделенным высоким интеллектом, вдумчивостью и (как и все
персонажи Цилинского) обаянием. В этой роли в полной мере раскрылось
разностороннее актерское дарование Гунарса Цилинского, ведь играя разведчика,
он, как и его герой постоянно преображался, был многоликим в зависимости от
ситуации, и всегда достоверным.
Актер и режиссер
Так получилось, что в кино Гунарсу Цилинскому далеко не всегда попадался
достойный материал. Немало в его карьере откровенно проходных фильмов. Надеясь на
его талант и внешность, режиссеры приглашали Цилинского в надежде, что он
доработает и «вытащит» своего героя. И актер «вытаскивал». А зрители потом
недоумевали - такой хороший актер, и в таком плохом фильме?!
К счастью, есть в ряду киноработ Гунарса Цилинского и настоящие удачи. Это и Майкл
Гослин в драме Яниса Стрейча «
Театр», и майор милиции Артур Крамс в
детективе Ады Неретниеце «Следствием установлено», и хирург Рудольф в мелодраме
«
Соната
над озером». Кстати, фильм «
Соната
над озером» стал первым, где Цилинский выступил в качестве режиссера и
сценариста. Обратившись к режиссуре, Цилинский в последние годы своей жизни
поставил ряд фильмов, среди которых: «
Когда сдают тормоза», «
Этот странный лунный свет», «Индраны» и другие.
Личная жизнь
Со своей будущей женой актрисой Велтой Лине Гунарс Цилинский познакомился в
Национальном театре им. А. Упита. Она была старше его на восемь лет, но это не стало
препятствием для их любви. В 1957 году они поженились, а в 1958 году у них родился сын
Айгар, ставший впоследствии актером и режиссером.
Лине и Гунарс прожили вместе долгую счастливую жизнь. Скончался Гунарс Цилинский
в Риге 25 июля 1992 года от сердечного приступа.