Романов Эрнст Иванович родился в городе Серове Свердловской области 9 апреля 1936
года.
В 1957 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).
С 1957 г. - актер ТЮЗа в Ростове-на-Дону, Рязанского областного театра драмы, Русского
драматического театра Эстонии и Латвии.
В 1969 году он переехал в Ленинград (Санкт-Петербург).
С 1969 г. - Ленинградского театра им. Ленинского комсомола,
с 1971 г. - Академического театра им. А. С. Пушкина,
с 1974 г. - киностудии Ленфильм.
В кинематографе Романов дебютировал в 1957 году (первая роль - офицер в фильме «
Поединок»), но его кинотворчество по-настоящему началось с середины
1970-х годов. Актера стали приглашать сниматься такие режиссеры, как Глеб Панфилов,
Илья Авербах, Семен Аранович, Владимир Бортко.
В театре "Русская антреприза" им.А.Миронова состоялся режиссерский дебют
н.а.России, лауреата Государственной премии СССР Эрнста Романова - спектакль "Моя
парижанка".
Значительную часть рабочего времени прославленного артиста занимает
преподавательская деятельность. Романов - профессор кафедры сольного пения
Петербургской консерватории, где он преподает актерское мастерство.
Он также ведет курс в театральной мастерской Петра Вельяминова в БИЭПП.
Детство. Учёба
Эрнст Романов родился в городе Серов Свердловской области в семье служащих. Его
отец был директором Серовского ремесленного училища, а мать работала на
металлургическом заводе. В их семье родилось трое сыновей, из которых Эрнст был
старшим.
Будучи школьником, Эрнст увлекся театром, стал посещать занятия художественной
самодеятельности, где играл главные роли.
После школы Романов непременно решил стать артистом. Для этой цели он поехал в
Москву и поступил сразу в два театральных ВУЗа - Щукинское училище и ГИТИС. Как
оказалось, в Щукинском не было общежития, поэтому выбор был сделан в пользу
последнего.
Руководителем курса был знаменитый мхатовец Василий Александрович Орлов. Под его
началом студенты получили замечательную театральную подготовку.
Театр
Уже на 3 курсе к ним приехали из Ростова с тем, чтобы подобрать из числа студентов
актеров для только что созданного Ростовского ТЮЗа. Почти весь курс тогда
подписал контракт на 3 года для работы в этом театре, о чем потом все сильно
пожалели. Приехав в Ростов по окончании ГИТИСа, молодые актеры обнаружили, что
театр находится в плачевном состоянии, и что там нет элементарных подходящих
условий для жизни и работы. Очень быстро, друг за другом, все стали разъезжаться.
Отработав два года, покинул театр и Эрнст Романов.
Следующим для него стал Рязанский областной театр драмы, который оказался не
лучше Ростовского ТЮЗа. Там он пробыл только один сезон и уехал в Эстонию в
русский драматический театр, где отработал 8 лет и сыграл множество главных ролей.
Пребывание в Таллине принесло Эрнсту Ивановичу перемену в личной жизни. Там он
познакомился с актрисой Лейли Киракосян, которая стала его женой. В 1969 году их
вместе пригласили работать в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, и с
этого момента вся их дальнейшая жизнь связана с этим городом.
Ленинград. Кинематограф
В 1971 году Эрнст Романов перешел в Ленинградский театр драмы имени Пушкина, а с 1974
года стал штатным актером киностудии «Ленфильм» и театра киноактера. На тот
момент Романов был уже довольно снимаемым актером.
Своим крестным отцом в кино он считает Илью Авербаха. И хотя до встречи с ним Эрнст
Иванович снялся в эпизодах нескольких фильмов, сам он просит вообще о них не
вспоминать и не упоминать их в его фильмографии. Именно после роли Вадика в фильме
«
Монолог» режиссеры обратили на него внимание. Актер очень быстро занял
свою нишу в кино, играя, в основном, небольшие роли.
Актерский диапазон Романова очень широк. Ему под силу как драматические роли, так
и характерно-комедийные. Романова невозможно перепутать ни с каким другим
актером, у него есть свой фирменный стиль - выразительный взгляд, отображающий всю
полноту чувств его героев, их внутреннее состояние. Поэтому актера приглашали в
свои картины одни из лучших режиссеров отечественного кино. Помимо Авербаха, это
были Петр Фоменко, Глеб Панфилов, Михаил Ершов, Никита Михалков, Алексей Сахаров,
Владимир Наумов, Геннадий Полока и другие. Среди лучших ролей Романова: Николай
Евгеньевич Белов («
На всю оставшуюся жизнь»), Козлов («
Прошу слова»), Илья
Казимирович Зуев («...И другие официальные лица»), старый граф Лутовико («
Собака на сене»), Блайт-Велзевул («
Короли и
капуста»), Бенджамен («
Копилка»), Андрей Иванович («
Человек свиты»), Шевцов («
А был ли
Каротин?»), Посошков («
Белые одежды»),
доктор Боткин («Романовы. Венценосная семья»).
Эрнст Романов о своём творчестве: "Скажу откровенно: как актер я в кино беру все
роли, в том числе и слабые, с любыми режиссерами. И верю, что из чего угодно сделаю
то, что нужно. Профессия артиста - это удовлетворение своего тщеславия, а кино - это
работа, это деньги, это известность. Я говорю так в отместку тем артистам, которые
в своих интервью зачастую рисуются... В театре же я хочу иметь небольшие, но яркие
интересные роли, где можно блеснуть".
На счету у Эрнста Романова более 100 киноработ. Он снимался в фильмах "Рожденная
революцией", "Возвращение Баттерфляй", "Ниагара"... Много лет артист проработал на
студии "Киноактер", базировавшейся на "Ленфильме", а своими крестными в кино
считает Илью Авербаха и Маргариту Терехову.
Одну из интереснейших ролей Эрнст Романов исполнил в блистательной музыкальной
комедии Яна Фрида "Собака на сене" (помните полубезумного старичка, который
наконец-то нашел своего пропавшего сына Теодоро, сыгранного Михаилом Боярским?).
Незаурядный актерский талант позволяет Романову с равным успехом создавать как
сложные драматические образы, так и комедийные характеры, причем главных ролей у
артиста было не так уж много...
А в последние годы актеру все чаще доводится исполнять различные роли в
современных российских детективах, в том числе и доморощенных "крестных отцов"
различного калибра - например, в "Мастере Востока" и в "Убийстве на Монастырских
прудах".
Педагогика
В 1993 году, когда театр киноактера стал разваливаться, Эрнст Иванович написал
заявление об уходе. Начались его хождения по театрам Санкт-Петербурга. Сначала
актера приютил Театр на Литейном, затем были БДТ, Театр комедии и другие. Всего 8
театров. Но нигде больше 2-3 лет он не задерживался - «съедали».
Как раз в этот период Эрнст Иванович стал пробовать свои силы в педагогике. Начал
с самодеятельного коллектива, потом перешел в лицей театрального искусства.
Сейчас Эрнст Романов - профессор, преподает на факультете сольного пения
консерватории имени Римского-Корсакова, работает со студентами над голосом. По
словам актера, это внутренне его обогащает, заставляет по-другому смотреть на мир.
Занимаясь педагогикой, Эрнст Иванович не забывает и об актерской деятельности,
периодически снимается в сериалах. Современные методы работы над фильмами очень
возмущают актера, но такова уж сегодняшняя реальность, нехотя, но приходится с
этим мириться.
Личная жизнь
Эрнст Романов - однолюб. Вот уже более 40 лет он вместе с Лейли Зениковной, которая
ныне работает в детской филармонии. Супруги вырастили сына и дочь, которые не
пошли по стопам родителей, а выбрали свой собственный путь в жизни. Помимо
творчества, Эрнст Иванович увлекается политикой, пристально следит за всеми
новостями политического мира.