Альгимантас Масюлис родился 10 июля 1931 года в деревне Сурдегис, Аникщяйского
района Литвы.
В 1948 году окончил студию при Паневежисском драматическом театре и стал работать у
знаменитого режиссера Юозаса Мильтиниса вплоть до 1976 года, пока не перешел в
Каунасский драмтеатр.
В кино он попал в 1955 году, дебютировав в эпизодической роли фильма «
Игнотас вернулся домой», а чуть позже сыграл трагикомического
чиновника в короткометражке «Утопленник» - экранизации новеллы Пятраса Цвирки.
Именно тогда Масюлису довелось впервые сниматься у Жалакявичюса - «Утопленники»
были его дипломной работой; потом Масюлис сыграл у него и в «Адам хочет стать
человеком», и «Хрониках одного дня» и «
Никто не хотел умирать».
Известность пришла к Масюлису именно с фильмом «
Никто не хотел умирать». Действие картины происходит в послевоенной
Литве 1947 года: в лесах прячутся банды преступников, убито несколько председателей
сельсовета, погиб и Локис, после смерти которого четверо его сыновей клянутся
друг другу отомстить за смерть отца. Масюлис сыграл одного братьев - сельского
учителя. «
Никто не хотел умирать» получил массу разнообразных наград - от премии
Ленинского комсомола до Государственной премии СССР.
Это был одних из тех фильмов, в одночасье прославивших литовский кинематограф и
сыгравших в нем актеров - в том числе начинающего тогда Донатиса Баниониса и
самого Масюлиса.
Масюлису часто приходилось играть характерных злодеев - в особенности после роли
фашиста в фильме «
Щит и меч» Владимира Басова, снятом по роману Вадима Кожевникова.
В 1974 году Альгимантас Масюлис был признан народным артистом Литвы, за свою
карьеру он сыграл около двух сотен ролей - как в театре, так и в кино: в частности, в
таких картинах, как «
Американская трагедия», «
Бриллианты для диктатуры
пролетариата», «
Миссия в
Кабуле», «
Остров
сокровищ», «
Крах инженера Гарина», «
Голубой карбункул».
Последним фильмом Масюлиса стала документальная картина «Фрицы и блондинки» -
лента про эволюцию кинообраза врага, в котором актер снялся вместе с латышом
Улдисом Лиелдиджем и эстонцем Тыну Аавом.
«Это была крупная личность, крупный художник и в кино, и в театре. Утрата очень
большая, а жизнь прожита долгая и пестрая. Велика и творческая жизнь. Каждый
уходящий из тех великих оставляет наследие потомкам. И все равно печально, ведь
еще были планы, желания, - сказал о нем председатель Литовского театрального союза
Альгис Матуленис. - Зная, что он играет, зрители шли на любой спектакль».