Люсьен Гинсбург родился 2 апреля 1928 г. в Париже, в еврейской семье выходцев из
Одессы. В юности собирался стать художником и обучался в художественном училище
(одним из его педагогов был Фернан Леже), но впоследствии оставил эту мысль и
уничтожил большую часть своих картин. До начала артистической карьеры вынужден
был зарабатывать на жизнь игрой на фортепиано в барах.
В конце 1950-х гг. он берет псевдоним Серж Генсбур, изменяя орфографию своей фамилии
таким образом, чтобы французы произносили её, не коверкая.
Будучи разносторонне одаренным - художник, поэт, певец, композитор, актер,
режиссер, он и в жизни использовал элементы театральности, прославившись как
мастер эпатажа (откровенные тексты песен и неожиданные поступки); появление
Генсбура на телевидении нередко вызывало скандал (в одной из телепередач он сжег
банкноту в 500 франков, протестуя против высоких налогов, и т. п.)
Не менее известной стороной его жизни были отношения с женщинами. Наиболее
известными романами Генсбура были роман с Бриджит Бардо , длившийся несколько
месяцев, и многолетний брак (гражданский) с Джейн Биркин (третий из четырех браков
Генсбура). Генсбур и Биркин расстались в 1980 г., но он продолжал писать для нее
песни.
В 1967 г. он записал с Брижитт Бардо песню «Я тебя люблю... я тоже нет» (Je t’aime... moi non
plus), однако по просьбе Бардо не стал ее выпускать (она вышла лишь в 1986 г.), а вместо
этого спустя год записал новый вариант с Биркин. Песня облетела весь мир и вызвала
негативную реакцию Ватикана (из-за стонов Биркин, имитировавшей любовное
соитие).
Генсбур умер от сердечного приступа 2 марта 1991 г. Похоронен на парижском кладбище
Монпарнас. У него четверо детей, в том числе дочь, актриса Шарлотта Генсбур.
Творчество
Писать песни и петь Генсбур начал под сильным воздействием творчества Бориса
Виана. Карьеру исполнителя он начал сравнительно поздно (первый альбом, Du chant a la une
!, появился в 1958 г.). Необычная внешность и оригинальная манера пения, а также
провокационная тематика ряда песен (неприкрытый цинизм, эпикурейство,
женоненавистничество) не способствовали быстрой популярности у аудитории,
однако со временем Генсбур научился нравиться публике, оставаясь при этом самим
собой.
В своем творчестве Генсбур постоянно экспериментировал и использовал новые
стили: начав с классического французского шансона и джаза, он в течение жизни
обращался к коммерческой поп-музыке, рок-н-роллу, регги (записав в 1979 г. вызвавшую
скандал среди консервативной аудитории регги-версию «Марсельезы»), фанку, новой
волне и рэпу (в 1980-е гг.). Сын профессионального музыканта, воспитанный на классике,
Генсбур также часто использовал в своем творчестве темы знаменитых композиторов
прошлого - Брамса, Шопена, Грига.
В середине 1960-х гг. он пишет коммерчески успешные песни и зарабатывает на них
приличное состояние (в том числе создает песни для нескольких франкоязычных
исполнителей, выступавших в разные годы на конкурсе «Евровидение»).
Песни для других исполнителей
В течение почти пятнадцати лет (1965-1979) Генсбур не выступает с концертами и пишет
песни для других исполнителей (продолжая параллельно выпускать собственные
альбомы). Песни для других он пишет до конца своих дней (вплоть до 1990 г.); среди
исполнявших его песни десятки имен, в том числе Джейн Биркин, Брижит Бардо, Катрин
Денёв, Изабель Аджани, Ванесса Паради, Жюльетт Греко, Далида, Франс Галль и др.
Концептуальные альбомы 1970-х гг.
Генсбур первым во Франции начал выпускать так называемые концептуальные альбомы,
мода на которые появилась в англоязычной музыке второй половины 1960-х гг.
(концептуальный альбом объединяет песни, тематически или сюжетно связанные между
собой).
Так, Histoire de
Melody Nelson (1971)
рассказывает о трагической любви зрелого мужчины и пятнадцатилетней девочки,
которая погибает в авиакатастрофе.
Rock around the Bunker (1975) - блистательная и едкая сатира на гитлеровскую Германию (во время
оккупации Генсбуру и его семье пришлось скрываться от преследований нацистов).
Специфический юмор этого альбома вновь шокировал публику: до этого о
преступлениях нацизма не было принято говорить в подобном тоне.
Главный герой альбома L’homme a tete de chou (1976), признанного критиками вершиной
творчества Генсбура, убивает свою легкомысленную возлюбленную, доводящую его до
разорения, и в конце концов попадает в сумасшедший дом.
Позднее творчество
На рубеже 1970-80-х Генсбур работает с музыкантами из групп Питера Тоша и Боба Марли,
выпустив два альбома в стиле регги.
В 1979 г. он после многолетнего перерыва возвращается на сцену и наслаждается
успехом у тинейджеров. Еще в течение почти десяти лет он активно занимается
концертной деятельностью.
В 1980-е гг. он записывает два альбома - Love on the Beat (1984) и You’re under Arrest (1987). В них звучат
мрачные мотивы - темой песен становятся насилие, наркотики, смерть. Постепенно
Генсбур отказывается от традиционной манеры пения, предпочитая начитывать свои
тексты под музыку.
Последняя песня на последнем альбоме Генсбура, Mon legionnaire - великолепная перепевка
шлягера 1930-х гг., ставшего известным в исполнении Эдит Пиаф.
Еще при жизни певца, в 1989 г., почти все его песни выходят в коллекционном собрании
на CD (сам Генсбур иронически назовет этот бокс-сет «своим саркофагом»). Не
издававшиеся при жизни Генсбура песни (в том числе концертные записи) продолжают
активно выходить в наши дни.
Будучи талантливым версификатором и экспериментатором в области стиха, Генсбур
не считал себя поэтом и неоднократно открещивался от подобных утверждений. Тем не
менее его песни изобилуют неожиданными и изысканными рифмами, виртуозными
каламбурами. В текстах Генсбур активно пользовался английскими словами,
грамматикализованными на французский лад (так называемый стиль franglais,
«франглийский»), подчеркивая свою ориентированность на поп-культуру. Генсбур
оказал на французскую песню огромное влияние, избавив этот жанр от многих
«старомодных» поэтических и музыкальных условностей.
Генсбур также известен как автор романа «Евгений Соколов» (1980).
Работа в кино
С начала 1960-х Генсбур постоянно пишет музыку к французским фильмам (он автор более
40 саундтреков). Как актер снялся в фильмах «
Босс», «Анна», «
Марихуана» (к которым
написал музыку) и др., как режиссер снял четыре фильма (не считая видеоклипов и
рекламных роликов): "Je t'aime... moi non plus" (Я тебя люблю... Я тебя тоже нет) (1976), "Equateur" («
Экватор»)
(1983), "Charlotte for ever" («
Шарлотта навсегда») (1986, с участием его дочери Шарлотты Генсбур) и "Stan the
Flasher" («
Стэн-эксгибиционист») (1990).
В 1994 г. во Франции вышел фильм Жана Беккера «
Элиза» (с участием Ванессы Паради и
Жерара Депардьё), вдохновленный одной из песен Генсбура и посвященный ему. В 2010 г.
на экраны вышла картина Жоанна Сфара «Генсбур. Жизнь героя», представляющая собой
романтизированную биографию Генсбура с элементами сказки.