Джозеф Чешир Коттен - американский актер. Первого успеха добился на Бродвее в
постановках «Смерть Дантона» и «Прекрасная Сабрина» в конце 1930-х годов, а уровня
голливудской звезды достиг в начале 1940-х, после ролей в кинокартинах «
Гражданин Кейн» (1941), «
Тень сомнения»
(1943) и «Письма о любви» (1945).
Джозеф Чешир Коттен родился в Питерсберге, штат Виргиния, 15 мая 1905 года. После
окончания актерской школы Хикман в Вашингтоне, Коттен в течение некоторого
времени работал рекламным агентом. Последующая работа в качестве театрального
критика вдохновила его более активно заняться участием в театральных
постановках, и дебютировать в качестве актера, первоначально в Виргинии, а затем и
в Нью-Йорке.
В 1930 году состоялся его дебют на Бродвее, где он познакомился с начинающим актером
и режиссером Орсоном Уэллсом, который вскоре стал его близким другом. В 1937 году
Коттен вступил в театральную компанию Уэллса, где появился на главных ролях в
постановках «Праздник башмачника» и «Юлий Цезарь». Его сотрудничество с Уэллсом
не ограничилось театром - в 1938 году Коттен успешно исполнил роль в его
радиопостановке «Война миров». Участие в данном шоу помогло актеру привлечь
внимание киностудии «RKO Pictures», с которой он в том же году заключил контракт.
Спустя год Джозеф Коттен дебютировал на большом экране в кинофильме Орсона
Уэллса «
Слишком много Джонсона», по мотивам трагедии Уилльяма Жиллетта. В 1939
году актер вернулся на Бродвей, где появился в успешной постановке Филиппа Барри
«Филадельфийская история». В 1940 году Орсон Уэллс начал съемки своего культового
фильма «
Гражданин
Кейн», в котором Джозеф Коттен получил роль Джедедайя Лиланда, ставшую одной из
знаковых в его кинокарьере. Вопреки жестким отзывам критиков в
кинематографических кругах США, фильм стал одной из самых ярких драм 1940-х.
Несмотря на репутацию Орсона Уэллса, как человека с очень сложным характером, он и
Джозеф Коттен на протяжении многих лет оставались хорошими друзьями. В 1942 году
Коттен вновь снялся у Уэллса в драме «Великолепные Эмберсоны», а годом ранее они
сотрудничали при написании сценария к триллеру «
Путешествие в страх», в котором Джозеф Коттен также исполнил одну из
главных ролей. Одной из последних крупных совместных работ Уэллса и Коттена стал
культовый английский нуар «
Третий
человек» (1949).
Карьера в Голливуде
Кроме съемок в фильмах Орсона Уэллса, Джозеф Коттен показал себя в Голливуде как
довольно универсальный актер, исполняя роли бандитов и преступников, например
серийного убийцу Чарли в триллере Хичкока «
Тень сомнения»
(1943), а также положительных киногероев, как детектив Брайан Камерон в триллере
Джорджа Кьюкора «
Газовый свет» (1944).
В середине 1940-х его коллегой по главным ролям часто выступала популярная актриса
Дженнифер Джонс, вместе с которой Коттен снялся в четырех кинокартинах -
военно-семейной драме «
С
тех пор как вы ушли» (1944), романтической драме «
Любовные
письма» (1945), вестерне «
Дуэль
под солнцем» (1946) и фантастическом фильме «
Портрет
Дженни» (1948). В конце десятилетия актер вновь снялся у Хичкока в триллере «
Под знаком Козерога» (1949), в роли австралийского землевладельца с
сомнительным прошлым.
С началом 1950-х годов Джозеф Коттен переместился на менее крупные роли, такие как
Дэвид Лоуренс в картине «
Сентябрьская афера» (1950) и Джордж Лумис в фильме-нуар «
Ниагара» с Мэрилин
Монро в главной роли. К середине десятилетия актер перешел с большого экрана на
телевидение, где у него некоторое время было собственное шоу. В конце 1950-х Коттен
вновь появился на большом экране в эпизодических ролях в фильмах «
Печать зла», всё
того же Орсона Уэллса, и широкомасштабной экранизации произведения Жюля Верна «
С Земли на Луну» (оба в 1958 году).
В начале 1960 года от лейкемии умерла первая супруга Джозефа Коттена Ленор Кипп, с
которой он был вместе с 1931 года. В том же году актёр вновь женился, на британской
актрисе Патрисии Медине . В 1964 году, после почти десяти лет съёмок на вторых
планах, Коттен появился в одной из главных ролей в триллере Роберта Олдрича «
Тише, тише, милая
Шарлотта» в компании Бетт Девис и Оливии де Хэвилленд. Оставшуюся часть
десятилетия актёр продолжал сниматься в кино, в основном в фильмах категории B, а
также на телевидении, где был частым гостем на «Шоу Эда Салливана».
Последние роли
В 1970-х годах Джозеф Коттен окончательно перешел на второстепенные, появившись при
этом в фильмах «
Тора! Тора!
Тора!» (1970), «
Ужасный доктор Файбс» (1971), «
Зеленый
сойлент» (1973), а также фильме-катастрофе «Аэропорт ’77» (1977), собравшем в своем
составе целую плеяду голливудских звезд, таких как Джек Леммон, Джеймс Стюарт,
Кристофер Ли и Оливия де Хэвилленд. Последней заметной его ролью стал доктор
Реверанд в вестерне «
Врата рая» (1980), который был
отрицательно воспринят публикой и критикой, и снят с проката через неделю, но,
несмотря на это удостоился ряда престижных премий, среди которых номинации на «
Оскар» и Золотую
пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
В 1981 году 75-летний актер завершил актерскую карьеру, и уединился со своей женой
Патрисией Мединой в своем доме в городке Вествуд, штат Калифорния. В 1987 году была
опубликована автобиография актера, которая тут же стала бестселлером. Джозеф
Коттен умер 6 февраля 1994 года от пневмонии, ставшей осложнением рака горла, в
возрасте 88 лет. Детей у него не было, осталась только падчерица от второго брака.
Актер был похоронен на Блэндсфордовском кладбище в Питсбурге, штат Виргиния.
Признание
Несмотря на огромный объем его актерской работы, и участие во многих
кинокартинах, признанных классикой, Джозеф Коттен ни разу не номинировался на «
Оскар» или
другие престижные кинематографические премии. Единственной его наградой за
долгую карьеру стал Кубок Вольпи, который актер получил на Венецианском
кинофестивале в 1949 году, за роль в фильме «
Портрет
Дженни». Помимо этого Коттен является обладателем звезды на Голливудской аллее
славы.
В 2008 году на экраны вышла драма
«Я и Орсон
Уэллс» , в которой роль Джозефа Коттена исполнил канадский актер Джеймс
Таппер.