Гражина Баландите - литовская актриса театра, кино и телевидения. Родилась 27 июня
1937 года в деревне Тучю, Тельшяйский район, Литва.
С 1955 года посещала студию Клайпедского Драматического театра. С 1956 года работала
в театрах городов Клайпеды и Каунаса, сыграла более 80 ролей, с 1957 года играет в
кино и на телевидении (более 20 ролей). С 1997 по 2001 г.г. ведущая телевизионной
передачи «Ponios Gražinos virtuvė» (Кухня госпожи Гражины).
Первую роль Гражина сыграла будучи 5 лет. Режиссер Драматического театра города
Тельшяй Р.Юкневичус, который жил по соседству, пригласил ее заменить заболевшую
актрису. Гражинe было всего 5 лет, когда она сыграла эту дебютную роль - девочку,
вручающую цветы герою за то, что он оказался хорошим мальчиком, а не вором. Это
было как сказка. Может потому вся дальнейшая жизнь Гражины стала красивой сказкой
под лучами света рампы..
Баландите окончила медицинскую школу , но акушеркой стать ей было не суждено.
Красивую девушку заметил художник Клайпедского Драматического театра и прямо за
руку привел ее в театр.
Еще посещая театральную студию, она начала играть небольшие роли, а через год ее
приняли в театр города Клайпеды.
В 1959 году Гражина получила даже 5 театральных ролей подряд. Хотя все женские
образы были разные, для молодой актрисы стояла опасность приобрести театральные
«штампы», но этого не случилось - актриса с упрямым усердием работала над каждой
ролью. Уже в следующем году ей доверили роль Ирины в спектакле «Три сестры»
А.Чехова. В палитре юной актрисы появились сложные драматические краски.
Театральные критики заговорили о таланте, о превосходной игре и возможностях
молодой актрисы.
В галереe образов, созданных Гражиной, особо знаковой была роль Мирандолины в
комедии итальянского драматурга Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы». Веселая,
разбитная хозяйка маленькой гостиницы Мирандолина решает бросить вызов сильной
половине человечества. Образ Мирандолины надолго проник в натуру Баландите,
подчеркивая ее восхитительно жизнерадостную личность, умеющую все проблемы
решать с юмором и при помощи шуток.
Когда в драме «Дама с камелиями» Гражину назначили на роль импозантной
куртизанки Маргариты, казалось, что для девушки, детство которой прошло в
провинциальном городке, это слишком крепкий орешек, но юная Баландите сумела
найти в себе черты капризной дамы и показать врожденный аристократизм и грацию.
Удивительно - откуда это? Гены предков? Или из того маленького «райского уголка»
детства, когда ее воспитывала нанятая родителями французская
гувернантка?...Наверное и то, и другое...
Глядя на панораму образов, созданных Гражиной - ярко выделяется субтильный вкус и
ощутимость стиля. Героини Гражины отмечаются теплыми человеческими свойствами,
будь то Арманда Бежар в «Мольере» Михаила Булгакова, или цыганка в «Охоте на
мамонта», или интеллектуальная, рафинированная Антуанетта, или госпожа Шнайдер в
мюзикле «Кабарет»...
Актриса с волнением и улыбкой вспоминает одно творческое приключение. Два
японских режиссера по программе международной дружбы в Каунасском Драмтеатре
ставили национальное представление «Японские ночи». Гражине нужно было сыграть
роль Матери, которую по японским деревенским традициям сыновья должны отнести в
горы и оставить там умереть. Сыграть этнографическую японскую роль была сложная
задача - «там даже ходят по-другому, общаются по-другому, внутреннее состояние
выражается пластикой тела».
Актриса вспоминает, что по ходу репетиций она была разочарована своей игрой, а
режиссер молчал и только кивал головой - никаких замечаний! -"Я не выдержала и
спросила: «почему вы ничего не говорите, я же чувствую, что все мои усилия пустые».
И режиссер японец обнял меня и с теплой улыбкой: «что вы, милая! Я вами очень очень
доволен. Вы были в Японии? Вы мне напоминаете мою матушку..» И по-восточному
грациозно поклонился... Я не знаю, как все это случилось, но я интуитивно
почувствовала эту японскую женщину изнутри...Вот так происходит чудо - режиссура
сливается с актерством, сценография, освещение, костюмы, музыка...все сливается в
единое.."
О ней говорят: «родилась в театральной рубашке». В общем счету Гражина Баландите
сыграла более 100 ролей, создала ряд замечательных образов разных женщин... Вся
жизнь отдана театру, кино и телевидению.
В 2013 году перед 75-летним юбилеем актрисы Национальный Драматический театр г.
Каунасa подарил ее поклонникам особый подарок - классическую бродвейскую пьесу
"Наша дорогая Памела" и пригласил Гражину Баландите сыграть Памелу. Звезда сцены и
экрана после нескольких лет перерыва возвращается на театральную сцену..
Героиня Памела Кронки - одинокая, пожилая женщина - своим поразительным
оптимизмом и доброжелательностью не только спутала планы обманщиков, но и
пробудила в них чувства человеческих ценностей - сострадание, заботу, нежность и
любовь ближнему..Незнакомая бабуля постепенно становится "дорогой Памелой"..
Совсем такой, какая на самом деле и есть для верных своих поклонников Гражина
Баландите - очень дорогa, очень любимая, очень близка..
Режиссер Альгирдас Латенас подчеркивает, что и сама актриса является идеальным
примером этих человеческих качеств. "Она - побеждающий позитив, ей не нужны "Десять
заповедей", ей нужна только любовь". Режиссер признался, что ему даже захотелось
назвать спектакль, вместо "Наша дорогая Памела, - "Наша дорогая Гражина"..
Гражина Баландите с волнением говорит о своем возвращении на сцену Каунаского
Театра:
"Эта роль - моя последняя. Она мне очень важная - надо выдержать физически, надо
отдать всю себя и сказать все, что я хочу сказать своему зрителю. Это чудо, что я
опять на сцене..Только ради этого стоило жить. Как важно - никогда не терять
надежды!.."
Гражина Баландите скончалась 27 июля 2020 года на 84-м году жизни от тяжелой болезни.
Перевод биографии по материалам иностранных сайтов:
sukutis