Советский и российский сценарист, режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР
(1984). Лауреат Государственной премии СССР (1991). Единственный из отечественных
кинодраматургов лауреат премии им. Эннио Флайано «Серебряный Пегас» итальянской
академии культуры за литературный вклад в кинематограф. На протяжении трех
десятилетий работал в содружестве с Вадимом Абдрашитовым. Написал сценарии для
всех 11 картин режиссера. Зародившись в середине 70-х и став одним из центральных
явлений отечественного кино в 80-х, кинематограф Миндадзе-Абдрашитова оказался
самой последовательной и подробной хроникой крушения. Сначала иллюзии
коллективной этики. Затем - жизненных и моральных основ. И, наконец, самой страны.
Александр Миндадзе родился в семье известного советского кинодраматурга
Анатолия Гребнева («Дикая собака Динго», «Июльский Дождь», «Петербургские
тайны»). После окончания школы некоторое время работал секретарем в одном из
народных судов Москвы. Увлеченный скорее литературой, чем кино, одновременно
подал документы в Литинститут и во ВГИК и прошел творческий конкурс в обоих вузах.
К тому моменту в советском кино уже сложилась традиция написания сценария не в
виде списка сменяющих друг друга сцен, а как полноценного прозаического
литературного произведения. Е. Габрилович («Коммунист», «В огне брода нет»), Е.
Григорьев («Три дня Виктора Чернышева», «Романс о влюбленных»), Ю. Клепиков
(«История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж»), Г. Шпаликов («Застава
Ильича», «Я шагаю по Москве»). Во ВГИКе конца 60-х преподают мэтры советской
кинодраматургии, а недавние выпускники становятся классиками «оттепелечного»
кино. Именно существование мощнейшей школы кинописателей и определило выбор
Александра Миндадзе в пользу киноинститута. В конце 60-х он поступает на сценарный
факультет в мастерскую Катерины Виноградской («Обломок империи» (1929, реж. Ф.
Эрмлер), «Член правительства» (1940, реж. А. Зархи, И. Хейфиц). За время учебы по его
сценариям были сняты короткометражные ленты «Это были мы», «
Возвращение катера», «Тот, кто меня спас».
После окончания учебы Миндадзе год служит в войсках связи. По возвращении пишет
свой первый полнометражный сценарий - историю о том, как еще не принявшие присягу
новобранцы привыкают к особенностям армейской жизни. В том же году на экраны
выходит еще одна картина, снятая по его сценарию, - «
Слово для
защиты». Эта дебютная картина Вадима Абдрашитова (до этого год безуспешно
искавшего материал для своей первой полнометражной работы) положила начало их
многолетнему творческому сотрудничеству.
Первые картины Миндадзе-Абдрашитова эстетически и проблемно вписываются в
контекст советского кино второй половины 70-х. Стилистически строгая режиссура.
Стройная по форме и ясная по мысли драматургия. Герои, замкнутые в рамках частной
жизни. Обреченные на провал попытки обрести душевную опору. Но с начала 80-х их
кинематограф обретает авторский голос и уникальные черты.
Своеобразным водоразделом творчества сценариста стал фильм «
Охота на
лис». Раньше укорененный в повседневности конфликт и индивидуальная драма лишь
подспудно несли отпечаток обобщенной судьбы поколения. Теперь сюжет
превращается в развернутую метафору судьбы человека «эпохи застоя». В
предчувствие грядущих через несколько лет исторических перемен.
Двое подростков избивают в парке рабочего («
Охота на лис»). Он
добивается справедливого суда над своими обидчиками. Следователь добросовестно
выясняет причины аварии. Ее удалось избежать лишь ценой гибели машиниста поезда
(«
Остановился поезд»). В центре этих картин - «простой человек» в поисках
правды, носитель общественной морали. Но любая попытка восстановить правду
оборачивается в этих картинах еще большим злом, а прежние ориентиры заводят в
моральный тупик. Мотив зыбкости основ жизни, емкие образы (сбившийся с пути
спортсмен, остановившийся поезд), пророческое ощущение слома эпохи придают
лентам социально-историческую и нравственную значительность.
В 1984 г. на экраны выходит фильм «
Парад планет»,
вызвавший у многих реакцию уважительного недоумения. Шестеро мужчин призваны на
воинские учения. В первый же день их «убивают». «Павшие смертью храбрых», они не
спешат возвращаться домой и на время выпадают из повседневной жизни. Логичная
драматургия сменяется фантасмагорией. Острый социально-психологический
конфликт уступает место сюрреалистической драме. Отсутствие границ между
реальностью и фантастикой превращают путь героев в поиски самих себя, в испытание
души перед лицом вселенной. Фильм становится коллективным сном
невостребованного и уставшего поколения 40-летних.
Сюжет-метафора и документальная достоверность воссоздания реалий советского
ада. «Перестроечные» картины М.-А. сняты на стыке социально-физиологического
очерка («Плюмбум, или опасная игра») и философской притчи («
Слуга») и носят характер мрачного
пророчества скорой гибели страны. Истории «железного» мальчика как предвестника
времени бесчувствия и «вечного раба» венчает образ огромного тонущего корабля из
завершенной накануне путча 1991 года картины «
Армавир».
В трех последних совместных картинах, снятых уже в России, авторы продолжили
исследовать основные этапы «новейшей» истории страны. Мутация советских
ценностей в «Пьесе для пассажира» (приз за лучший сценарий на МКФ в Берлине).
Преломленная в условном пространстве социального лубка трагедия Кавказской
войны во «Времени танцора». В «Магнитных бурях» - массовый психоз на фоне
тотального грабежа и раздела власти.
В 2007 состоялся режиссерский дебют Александра Миндадзе - картина «
Отрыв». Отсутствие
социального фона, подчеркнутая алогичность сюжета, спазматические движение
камеры, сбивчивый монтаж... Этот фильм - кардиограмма человеческого сознания,
пережившего катастрофу и ушедшего в эмоциональный «отрыв», где жадность к жизни и
эйфория соседствуют с болью и небытием.
Личная жизнь
Сестра - Гремина Елена Анатольевна (1956 - 2018), - российский сценарист, режиссёр и
драматург «новой драмы».