Бата Недич - уроженец бывшей Югославии, давшей миру немало известных деятелей
кинематографии, в первую очередь знаменитого режиссера Эмира Кустурицу. Недич -
серб по происхождению, он родился в Белграде в 30 мая 1962 года. Отслужив после
окончания школы армейскую службу, Бата решил стать кинорежиссером. По
сложившейся традиции, будущие югославские режиссеры уезжали на учебу в Прагу.
Однако буквально перед самым отъездом Бата Недич увидел культовый советский
фильм «Москва слезам не верит», который тогда только появился в югославском
прокате, и решил - он будет учиться в Москве. Приемные экзамены в ГИТИС молодой
человек преодолел успешно, однако руководитель курса Александр Михайлович
Згуриди поставил ему условие - в кратчайшие сроки освоить русский язык. С этой
задачей уроженец Белграда справился блестяще - уже через три месяца непрерывного
общения с однокурсниками он не только бегло произносил поначалу непосильное для
него слово «тетрадь», но и мог свободно общаться на любые темы.
В 1987 году Бата Недич, получивший диплом режиссерского отделения ГИТИС,
возвратился в родной Белград. В конце восьмидесятых годов в Югославии работали
преимущественно итальянские и американские режиссеры, снимавшие там фильмы
своих киностудий и привозившие основной персонал и исполнителей с собой. Недич
начал работу со скромной должности ассистента, затем постепенно вырос до
помощника режиссера.
В 1989 году Бата работал вторым режиссером на съемках фильма «Выход № 19» мэтра
югославского кино Пурише Джорджевича. Базой для съемок совместной
советско-югославского ленты на военную тематику была выбрана Киевская
киностудия им. Довженко. Однако через десять дней после приезда в Киев Джорджевич
прекратил работу над проектом и уехал из Киева. Продюсеры обратились к Бате
Недичу с просьбой снимать фильм самому. Тот согласился, однако поставил условие,
что весь сценарий будет переписан. Фильм получил новое название - «
Поезда без улыбок»- и был завершен в рекордно короткий срок, буквально
за десять дней, однако в прокат так и не вышел.
Политические преобразования в СССР и странах бывшего социалистического лагеря,
социальные потрясения, галопирующая инфляция и падение экономики - все это не
могло не сказаться и на работе кинотеатров, хотя режиссерский дебют Баты Недича
неоднократно демонстрировали по телевидению.
После завершения работы над своим первым фильмом Бата решил продолжить свое
образование и поступил в аспирантуру при Режиссерских курсах в Праге, студентом
которых он когда-то планировал быть. Защитив выпускную работу по тематике,
связанной с особенностями работы с профессиональными и непрофессиональными
исполнителями, Недич оказался на перепутье. В Югославии уже началось военное
противостояние, а в стремительно разваливающемся СССР киностудии практически
прекратили работу. Бата пробовал разные профессии, но, как заявлял сам режиссер,
он и деньги оказались несовместимыми. В Москве бывший режиссер работал
переводчиком и водителем в нефтяной компании, открывал ресторан - однако
организовать успешный бизнес никак не получалось. Из Москвы Недич переехал в Киев
и попытался наладить связи с продюсерами, знавшими его по съемкам первого (и пока
что единственного) фильма. И здесь наконец-то сербу начало везти - он нашел не
только работу на украинском телевидении, но и жену, киевлянку Киру Биеник,
занимавшуюся ресторанным бизнесом, а впоследствии ставшую преподавателем йоги. В
1995 году у них родился сын Петр, а в 1998 году - дочь София. Петер уже дебютировал на
экране, снявшись в возрасте 12 лет в «Ангеле-хранителе». На счету младшей Сони -
дубляж мультфильмов и участие в театральных постановках.
Успешными стали и проекты Недича на украинском телеканале «Интер». Он создал
концепцию комедийного шоу «Антология украинского анекдота», стал автором очень
рейтинговой юмористической передачи «Золотой гусак» (первоначальное название
«На углу Крещатика и Дерибасовской), выпускал программы «Домашний лоцман», «Пан
або (или) пропав», «Энциклопедия».
Через некоторое время Бата Недич вернулся к своему любимому занятию -
кинорежиссуре. На волне подъема интереса к мыльным операм он начал работу над
телевизионным сериалом «
Исцеление любовью» (2004). Этот проект, в котором принимали участие такие
известные актеры, как Эммануил Виторган, Валентина Талызина и др., несмотря на
замечания кинокритиков, приобрел большую популярность у зрителей и даже
превзошел по рейтингу знаменитый «Клон». Успехом пользовались также сериалы «
Волчица»
(2006), «
Ангел-хранитель» (2006), в котором снимался и сын Недича Петр, мелодрама «
Окна» (2008).
В 2010 году Недич ненадолго отошел от концепции мыльных опер, сняв сериал «
108 минут»,
посвященный полувековому юбилею полета Юрия Гагарина. За ним последовал
комедийный медицинский сериал «
Маршрут милосердия» (2010).
В 2012 году Бата Недич выступил в роли театрального режиссера, поставив в Киевском
театре драмы и комедии пьесу своего земляка Душана Ковачевича «Радован III».
В 2013 году режиссер стал работать над продолжением рейтингового сериала «Институт
благородных девиц». Второй сезон этого проекта, вышедший под названием «
Тайны института благородных девиц»,
отличался от первого большей динамичностью и развитием криминально-авантюрных
сюжетных линий. К одной из самых успешных работ режиссера (совместно с
Александром Моховым и Батой Недичем) на сегодняшний день следует отнести сериал
«
Пока
станица спит» (2014), ставший лауреатом премии «ТЭФИ» и уже полюбившийся многим
телезрителям.
Следующей работой талантливого режиссера станет третий сезон проекта «Институт
благородных девиц», имеющий название «Судьбы института благородных девиц», показ
которого намечен на 2015 год.