Мелвин Пиблз родился 21 августа 1932-го в Чикаго, Иллинойс. Через тридцать дней после
окончания Университета Ohio Wesleyan, он вступил в ряды ВВС, и оставался в этих силах на
протяжении трех с половиной лет. Короткое время Пиблз жил в Мексике, зарабатывая
на жизнь портретной живописью, пока не вернулся в Соединенные Штаты и не сел за
вагон канатной дороги в Сан-Франциско. Он начал описывать свой опыт
транспортировки пассажиров, и задуманная изначально небольшая статья с серией
фотографий переросла в его первую книгу под названием «Большое сердце».
Однажды один из пассажиров высказался, что Ван Пиблз вполне мог бы стать
кинорежиссером. Тогда-то Мелвин и снял свою первую короткометражку «Pickup Men for Herrick»
1957-го. Он сделал еще две коротких картины и решил больше узнать о самом
кинематографическом процессе. Свою первую короткометражку он взял с собой в
Голливуд, чтобы с ее помощью попытаться найти работу, но пока никто не хотел
нанимать его в качестве режиссера.
В 1959-м Ван Пиблз перебрался в Европу и работал в Голландском национальном театре,
прежде чем получил приглашение в Париж от Генри Ланглуа, основателя французской
синематеки. Мелвин начал изучать французский, и был нанят в качестве переводчика
для американского юмористического журнала «Mad». Он начал писать пьесы на
французском, используя мелодекламацию «sprechgesang» для написания песен, которая
подразумевала пение, приближенное к разговору. Этим же стилем он воспользовался,
когда записывал свой дебютный альбом «Brer Soul».
Написав несколько романов и сняв короткометражку «
Cinq cent balles», в 1968-м Ван Пиблз делает свой первый
полнометражный проект - драму «
La permission». Эта картина заинтересовала голливудских продюсеров, вначале
принявших режиссера за француза. Первым голливудским фильмом Мелвина и
кинокомпании «Columbia Pictures» стала драмедия «
Человек-арбуз»
по сценарию Хермана Раукера с историей о том, как однажды расист-европеец
просыпается темнокожим и в полной мере испытывает на себе отчуждение со стороны
друзей, семьи и сослуживцев по работе. В 1970-м Ван Пиблз стал режиссером
рок-фестиваля «Powder Ridge», проведение которого было запрещено по решению суда.
После неудачного опыта с Голливудом Мелвин нашел частные источники для
финансирования своего новаторского фильма «
Свит Свитбэк: Песня мерзавца». Наделенный полной
свободой, режиссер смог довести бокс-офис фильма до 15 млн. долларов только в
Америке при бюджете в 150 тысяч, а также заработал особое приветствие со стороны
одного из наиболее значительных социальных, политических и культурных движений в
истории США - «Черные пантеры». В 2008-м Ван Пиблз завершил работу над съемками своей
приключенческой комедии «
Confessionsofa Ex-Doofus-ItchyFooted Mutha» и
снялся в сериале «
Все мои дети» в роли
Мелвина Вудса, отца Сэмюэла Вудса, которого играл его настоящий сын, также актер и
режиссер, Марио Ван Пиблз .
Мелвин стал участником проекта, в результате которого должен был появиться
мюзикл «Свит Свитбэк». Предварительный вариант музыкальной пьесы появился на
сцене 25-26 апреля 2009-го. Кроме того, как драматург и актер, Ван Пиблз написал и
сыграл в мюзикле «Unmitigated Truth: Life, a Lavatory, Loves, and Ladies», в котором использованы его
старые песни и новый музыкальный материал.
В 2008-м Мелвин Ван Пиблз заявил общественности, что страдает от болезни
Альцгеймера.