Джейн Александр родилась как Джейн Квигли 28 октября 1939 года в Бостоне,
Массачусетс, США.
Дочка Рут Элизабет (в девичестве Пирсон), медсестры, и Томаса Б. Квигли,
ортопедического хирурга. Александр окончила дневную школу Бивер Кантри, школу
для девочек в Честнат Хилл за пределами Бостона, где и обнаружила свою любовь к
актерскому мастерству.
Поощряемая отцом, Джейн поступила в колледж, вместо того, чтобы сразу попробовать
себя в качестве актрисы - в нью-йоркский колледж Сары Лоуренс в Бронксвилле, где
она концентрировала все свои силы и умение в театральном искусстве, однако также
изучила математику, показав свои явные способности в компьютерном
программировании. Математика шла как по маслу, зато Джейн как актриса пока так и
не состоялась. Она стала студенткой университета Эдинбурга в Шотландии, где
вступила в его драматическое общество и, накапливая опыт, получала хорошие отзывы
со стороны преподавателей и зрителей, что, конечно же, укрепило ее решение
продолжать актерство.
Карьера
Наступали мажорные времена. Первый прорыв настиг Джейн в 1967 году, когда она
сыграла Элеонору Бэкмен в оригинальной постановке Ховарда Сэклера «
Большая белая надежда» на Арена Стейдж в Вашингтоне, округ Колумбия.
Как и еще одна звезда показа, Джеймс Эрл Джонс, актриса продолжила театральное
продвижение. Появившись на Бродвее в 1968 году, она выиграла престижную статуэтку
«Тони» за свой перформанс в «Большой белой надежде», а за участие в экранизации
1970-го удостоилась номинации на премию «Оскар».
Также Александр появилась в таких кинолентах, как «
Вся президентская рать» (1976), «
Крамер против Крамера» (1979) и «
Завещание» (1983), все эти
фильмы заработали одобрение Американской Киноакадемии; «
Брубейкер» (1980), «
Правила виноделов» (1999) и «
Мех: Воображаемый портрет
Дианы Арбус» (2006).
Джейн изобразила Элеонору Рузвельт в двух телевизионных постановках, «Элеонора
и Франклин» и «Элеонора и Франклин: The White House Years», и сыграла мать Элеоноры, Сару
Делано Рузвельт в телефильме Джозефа Сарджента «
Теплые
источники» с Кеннетом Брана и Синтией Никсон. Благодаря последней роли
Александр стала номинантом «Эмми» в категории «Лучшая актриса второго плана».
Джейн вместе с Рэйчел Робертс стала звездой драмы режиссера Дона Тейлора по
сценарию Стива Гетерса «Круг детей» (1977), истории о родителях, воспитывающих
проблемных детей (с акцентом на аутизм), которая принесла режиссеру «Эмми».
Другие известные телевизионные роли актрисы - это игра Альмы Роуз в драме Артура
Миллера «
Playing for Time» с
Ванессой Рэдгрейв, за которую Джейн выиграла еще одну премию «Эмми»; роль Хедды
Хоппер (известной торгашки сплетнями) в комедии «
Происки в стране Чудес»; роль Дорис Эшли в драме Джерри Торпе «
Кровь и орхидеи»; и Сибил Стокдэйл в фильме «
Любя и воюя» вместе с
Джеймсом Вудсом.
Помимо этого, актриса сыграла главную героиню, доктора Мэй Фостер, в
драматическом сериале HBO «
Скажи мне, что любишь меня», психотерапевта, являющегося
связующим звеном между тремя парами, борющимися с житейскими проблемами и
трудностями сексуального характера. Откровенные сцены «лиц старшего возраста» и
вообще царящие на экране подробности интимной жизни вызвали уйму противоречивых
суждений в адрес сериала и его актеров, включая саму Джейн.
В 1993 году президент Билл Клинтон назначил Джейн новым председателем
Национального фонда поддержки искусства, организации, которая отвечала за
частичное финансирование «Большой белой надежды» на Арена Стейдж. Александр
перебралась в Вашингтон, округ Колумбия, и служила на благо организации вплоть до
1997 года. Ее книга, «Командный перформанс: Актриса в театре политики» (2000),
оказалась главным предметом разборок, когда 104-й Конгресс Соединенных Штатов,
возглавляемый Ньютом Гингричем, неудачно пытался скрыть авторскую работу
актрисы от гласности.
В 2004-м Александр вместе с ее мужем, Эдвином Шерином, присоединилась к
театральному профессорско-преподавательскому составу государственного
университета Флориды. Она получала различные назначения, включая работу в
Обществе защиты дикой природы, проекте «Зеленая надежда» и Женском активистском
обществе за ядерное разоружение. Джейн удостоилась культурной премии Израиля и
премии Хелен Калдикотт. Также Александр - член политического он-лайн форума ILF.
Личное
Своего первого мужа, Роберта Александра, актриса встретила в начале 1960-х в
Нью-Йорк Сити, где они вместе пытались развить свою актерскую карьеру. У пары
родился сын, Джейс, в 1964 году, а через несколько лет после его рождения Роберт и
Джейн подали на развод.
Джейн работала в региональных театрах, когда повстречала продюсера/режиссера
Эдвина Шерина в Вашингтоне, округ Колумбия, где он занимал пост художественного
руководителя Арена Стейдж. Александр стала звездой оригинальной театральной
постановки «
Большая белая надежда» под руководством Шерина на Арена Стейдж до
дебюта этой пьесы на Бродвее. Эти двое стали хорошими друзьями и, оба оставив
позади по разводу, завязали романтически отношения друг с другом, поженившись в
1975 году. В итоге, у пары четверо детей, все от предыдущих отношений: сын Александр,
Джейс, телевизионный режиссер, и три сына Шерина, Тони, Джеффри и Джон.
Достижения:
Кино
1977 и 1980 гг. номинация Киноакадемии «Лучшая актриса второго плана» за роли в
фильмах «
Вся президентская рать» и «
Крамер против Крамера», соответственно.
1971 и 1984 гг. номинация Киноакадемии «Лучшая актриса главной роли» за участие в
фильмах «
Большая белая надежда» и «
Завещание»,
соответственно.
Сцена
За роль в пьесе «
Большая белая надежда»: приз «Drama Desk» (1969) в номинации «Выдающийся
перформанс», приз «Theatre World» (1969), статуэтка «Тони» (1969) в номинации «Лучшая
исполнительная актриса пьесы».
Номинант на «Тони» 1973, 1974, 1979, 1992, 1993 и 1998 гг. в категории «Лучшая актриса пьесы» за
роли в постановках «6 Rms Riv Vu», «Найди свой путь домой», «Первый понедельник
октября», «Визит», «Сестры Розенсвиг» и «Честь», соответственно.
Номинант на премию «Drama Desk» 1992, 1993 гг. в категории «Выдающаяся актриса пьесы» за
роли в постановках «Визит» и «Сестры Розенсвиг», соответственно.