Джон Карпентер родился 16 января 1948 года в городке Картадже, штат Нью-Йорк, США,
вырос в штате Кентукки, в городе Боулинг Грин. Карпентер учился сначала в Западном
университете Кентукки. Его отец возглавлял музыкальный факультет и часто брал
сына на концерты в Нэшвилл, где он импровизировал на скрипке Джонни Кэту, Рою
Орбисону и Бренде Ли. В результате юный Карпентер проникся любовью к поп-музыке,
научился играть на гитаре и даже организовал собственный ансамбль. Затем Джон
перешел в Университет Южной Каролины, где он ещё студентом выступил в качестве
режиссёра, сценариста (совместно с продюсером Джоном Лонгенекером) и монтажёра
короткометражного фильма «Возвращение Бронко Билли», который выиграл «Оскар» в
1970 году.
Снимать Карпентер начал ещё в восемь лет, пытаясь домашней кинокамерой сделать
фантастический фильм под названием «Гордон - космическое чудовище!». О своих
первых киновпечатлениях Карпентер рассказывает следующее: «Я пошел с родителями
в кино на стереофильм «Пришельцы из космоса» (It Came From Outer Space) (1953) и первое, что я
увидел, был огромный метеор, который буквально летел с экрана прямо мне в лицо. Это
было невероятно. Я понял, что это чудо как раз то самое, о чем я мечтал. С тех пор я
заболел кинематографом». В 1971 году вместе со своим товарищем по студенческой
скамье Дэном О’Бэнноном (Dan O’Bannon) он делает короткометражную фантастическую
комедию «Тёмная звезда», которая позднее «выросла» в полнометражный фильм с
бюджетом в 60 тыс. долларов и вышла на экраны в 1974 году. Через два года в кинотеатрах
появляется следующая работа режиссёра - полицейский фильм «
Нападение на 13-й участок», а в промежутке перед этими фильмами Джон
Карпентер собрал вокруг себя еще двоих таких же молодых режиссеров Томми Ли
Уэллиса (Tommy Lee Wallace) и Ника Кастла (Nick Castle) и создал музыкальную группу «The Coupe de
Villes».
Следующей своей картиной «Хеллоуин» (1978) Карпентер не только дал старт целому
циклу картин, но и привнес в американский кинематограф новый жанр в фильмах
ужасов - «слэшер» (slasher), который можно перевести как «потрошилка». «Хэллоуин»
представляет собой страшный фильм о маньяке-убийце, который сбежал из
психбольницы и расправляется с жертвами во время Хэллоуина - Кануна Дня Всех
Святых. Созданная с бюджетом в 320 тысяч долларов, картина сумела в прокате собрать
35 миллионов чистой прибыли, и тем самым на многие годы оставалась самым успешным в
коммерческом плане фильмом, созданным на независимой студии. Спустя год, в 1979-м,
после женитьбы на актрисе Эдриэнне Барбё (Adrienne Barbeau), которая в 1983 году родила ему
сына Коди (Cody Carpenter), режиссёр выпускает ещё один фильм ужасов «
Туман» (1980), действие которого
происходит в приморском городишке, атакованном силами зла. И хотя этот фильм не
был особенно успешным, с 1981 года в течение трёх лет Карпентер делает целую обойму
фантастических лент.
Первая - «
Побег
из Нью-Йорка» (1981). ... 1997 год Тотальная преступность превратила Нью-Йорк в
опасную для жизни гигантскую тюремную зону. Пролетая над Манхэттеном на
вертолете, президент страны попадает в аварию и оказывается в лапах жестоких
бандитов. Ради освобождения главы государства власти идут на риск - отправляют в
зону вооруженного одноглазого «коммандос»... После этой роли актер Курт Рассел
вошел в когорту экранных суперменов, мало помалу наступая на пятки Сильвестру
Сталлоне, Арнольду Шварценеггеру и Чарльзу Бронсону. Отчасти «
Побег из Нью-Йорка» по жанру можно было отнести к антиутопии, однако на
лавры знаменитого романа Оруэлла «1984» он не претендовал. Главными для Карпентера
были все-таки не мрачные предсказания и предостережения, а захватывающие
приключения, сложнейшие трюки и спецэффекты.
Следующая работа Карпентера - фантастический фильм ужасов «
Нечто» был задуман еще
«круче»: таинственный пес, неизвестно откуда появившийся на полярной
научно-исследовательской станции, оказывался мерзким монстром, обладающим
способностью переселяться в людей. Пожалуй, в мировом кино найдется не так много
фильмов, где бы столь правдоподобно демонстрировались ужасные трансформации
живых организмов. Курт Рассел вновь показал здесь свою мужественность и силу,
добавив еще несколько очков в свой и без того достаточно высокий рейтинг. Годом
позже Джон Карпентер снял одну из лучших экранизаций прозы Стивена Кинга -
«Кристину» (1983). Атмосфера, стилизованная в духе ретро под «золотые 50-е»,
наследницей которых через 30 лет становится мыслящий автомобиль, испытывающий к
своему хозяину, наивному пареньку, сложные чувства - смесь любви и ненависти,
ревности и протекционизма... элементы жесткого саспенса в вперемешку с
юмористическими деталями и репликами - все это делало «Кристину» притягательной
для кино-видеоманов, обожающих не только творчество Кинга, но и фильмотечные
«приколы», отсылающие к классическим голливудским лентам, в той или иной форме
посвященным поединкам человека и разумной машины. В единственной попавшей в
официальный отечественный прокат картине Карпентера «
Человек со звезды» отчетливо прослеживались мелодраматические мотивы.
Сюжет этого, быть может, самого доброго фильма Карпентера был построен на стыке
двух жанров: фантастики и мелодрамы. В основе сюжета - история любви молодой
женщины к инопланетянину, принявшему облик ее покойного мужа. Временами действие
картины все же обостряется сценами преследования, создающими некоторое
психологическое напряжение, но и тут уже нет привычных по прежним лентам
режиссера натуралистических сцен насилия и жутких страшилищ Казалось бы,
Карпентер нашел свою «кинонишу» в бесчисленном потоке американской
развлекательной продукции, однако через два года он попробовал построить
сказочный боевик в несвойственном ему спилберговском духе. Это был «
Большой переполох в маленьком
Китае» (1986) - история похищения неким магом красавицы, которую вызволяет
чудо-богатырь (само собой, роль была отдана Курту Расселу). Благодаря множеству
спецэффектов и динамизму фильм смотрелся неплохо, но, в сравнении с «Индианой
Джонсом...», бесспорно, проигрывал. Хуже было то, что многомиллионные затраты на
«Большой переполох...» не окупились в прокате, и две следующие ленты пришлось уже
снимать на достаточно скромные по заокеанским понятиям деньги.
После «Переполоха» Карпентер разрывает контракты с крупными киностудиями. Он
ставит фантастические ленты с невысоким бюджетом «
Князь тьмы» (1987), «Они
живут среди нас» (1988) и «Воспоминания человека-невидимки» (1992, с комиком Чеви
Чейзом в главной роли). Эти картины не стали хитами. В 1990 году Карпентер женится на
Сэнди Кинг (Sandy King). Брак оказывается удачным (супруги и по сей день живут вместе), а
в творческом отношении у него наступает кризис. За пять лет он не выпускает ни
одного полнометражного фильма, уйдя на телевидение, где снимает телесериал
«Сумки для человеческих тел» (1993), в котором выступает в роли мрачного и смешного
патологоанатома, выступает в роли композитора и прочее. Возврат Карпентера в
большое кино произошел в 1995 году. Он снимает два фантастических фильма «
В пасти безумия» и «
Деревня проклятых», которые с треском проваливаются в прокате.
Эти удары сломили Карпентера, и он вынужден снова работать с крупными студиями,
согласившись на многомиллионные бюджеты и ограничение режиссёрских свобод.
Потому следующие работы режиссёра отвечают всем канонам индустрии прибыльных
фильмов. Таковыми являются сиквел «
Побег из Лос-Анджелеса» (1996), мистический боевик «Вампиры» (1998) и
космический фильм «
Призраки
Марса» (2001).
О Джоне Карпентере часто говорили, что он очарован второсортным кино. И его фильмы
также часто относили к второсортным. Но несмотря на эти мнения, Джон Карпентер
безусловно обладал своим собственным стилем, который проявлялся и в сценарии, и в
постановке фильма и особенно в художественной композиции визуального ряда.
Фирменная «картинка» Карпентера - это минимальное, но цветное и яркое освещение.
Фильмы Карпентера также часто дополнены характерной музыкой, сочинённой самим
режиссёром и исполненной на синтезаторе. Сам Карпентер говорил, что на него
большое влияние оказали Альфред Хичкок и Говард Хоукс.