Начало
Михаил Голубович родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша Черкасской области.
В детские годы Михаил активно занимался спортом, со временем став мастером спорта
по самбо. А ещё он принимал участие в самодеятельности, что и подтолкнуло его
после окончания школы связать свою дальнейшую жизнь с актёрской профессией.
Однако поступить театральный институт оказалось непросто. Несколько раз его
постигали неудачи, но юноша не терял надежды. Работая на металлургическом заводе
(молотобойцем, вагранщиком, помощником заливщика), он верил, что удача ему
улыбнётся, и, в конце концов, поступил в Киевский государственный институт
театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого.
Театр
В институте Михаилу Голубовичу пришлось нелегко. Как признаётся сам актёр, он был
тогда непластичен, не умел танцевать, держаться на сцене. По этой причине на
втором курсе его даже хотели отчислить за «профнепригодность». К счастью,
наставник Михаила Анатолий Никифорович Скибенко отстоял его. Благодарный юноша с
усердием взялся за работу и доказал, что учитель не ошибся в нём.
В 1967 году Михаил Голубович окончил институт и получил направление в
Ворошиловград (ныне - Луганск) в местный музыкально-драматический театр, куда
получил назначение по окончании Киевского института театрального искусства
имени И. Карпенко-Карого. Его сцене он остался верен на всю жизнь, а с 1987 года стал
его художественным руководителем.
За годы служения сцене Ворошиловградского (а позже Луганского)
музыкально-драматического театра Михаил Голубович сыграл множество ролей.
Причём он всегда исходил из того, что «играл всё», не стремясь перехватывать
масштабные роли, как это бывает часто с ведущими актерами. Михаил Голубович
охотно исполнял небольшие сценки, соглашался на разные, часто неожиданные
задания, всегда ища определенный характер, новые для себя оттенки. Среди лучших
работ актёра: Иван Туркенич в драме «Молодая гвардия» по роману А.Фадеева,
Монтанелли в спектакле «Итальянская трагедия» по роману Э. Л. Войнич «Овод»,
Пархоменко в одноимённом спектакле, комбат Чёрный в спектакле «Голубые олени»,
Пётр в спектакле «Дикий ангел», Дугин в спектакле «Рядовые», Спартак в спектакле
«Последняя ночь Спартака», Антонио Террачини в спектакле «Память сердца», Андрей
Буслай в спектакле «Порог», шулер в спектакле «Принцесса и садовник» по сказкам
Андерсена, Хома в спектакле «Ой, не ходи, Грицю...».
С 2000 года Михаил Голубович занимается преподавательской деятельностью - ведёт
актёрский курс в Луганском институте культуры и искусств.
За годы работы в Ворошиловграде-Луганске Михаил Голубович завоевал любовь и
уважение жителей, став настоящей легендой города.
Кино советского периода
Дебют Михаила Голубовича в кино состоялся в 1967 году - он исполнил роль старшины в
короткометражке «Мотря», снятой в рамках киноальманаха «
Начало неведомого века». Примечательно то, что роль молодому актёру
досталась благодаря его комедийным задаткам. Однако в дальнейшем Михаил
комедийных ролей в кино не играл.
Последовавшие вслед за дебютом новые работы Михаила Голубовича были в фильмах
исторической направленности, и актёр создавал в них образы сильных, мужественных
людей. В Историко-революционной драме «
И был вечер, и было утро...», поставленной по мотивам пьесы Бориса
Лавренева «Разлом» и рассказывающей об участии моряков Балтийского флота в
революционных событиях 1917 года, он сыграл главную роль матроса Годуна. В фильме «
Узники Бомона» актёр воплотил на экране реальный исторический образ
Героя Советского Союза Василия Порик, организатора группы подпольщиков во
французском лагере военнопленных Бомон, активного участника французского
движения Сопротивления. А в фильме «
Красная
метель», поставленном по одноимённой повести Георге Маларчука и
рассказывающей событиях 1917 года в Бессарабии, его героем стал демобилизованный
солдат Козма Калмацуй, вступающий в борьбу за порядок и мир на родной земле.
Широкую известность Михаилу Голубовичу принесла роль второго плана в детском
приключенческом фильме режиссёра Николая Калинина «
Кортик» по одноименному роману
Анатолия Рыбакова. Актёр сыграл в нём Сергея Ивановича Полевого,
моряка-большевика. Фильм, вышедший на экраны в 1973 году, вошёл в золотой фонд
отечественного кинематографа, став любимой кинокартиной не для одного поколения
зрителей. В том же 1973 году Михаила Голубовича снялся ещё в одном легендарном
фильме - «
Как закалялась сталь» режиссёра Николая Мащенко, где сыграл роль
Артёма. Также многим зрителям актёр запомнился по роли старшего сержанта Фёдора
Карпенко в исторической трилогии «
Дума о
Ковпаке», посвящённой партизанскому движению в годы Великой Отечественной
войны.
Михаил Голубович много снимался в кино на самых разных киностудиях страны.
Актёрский талант, помноженный на весьма показательную внешность (высокий рост,
крепкое телосложение, суровые черты лица), делали его очень востребованным. Его
положительные герои всегда были волевыми, упорными, мужественными. Отрицательные
персонажи, коих тоже было немало, также отличались сильным характером. Как
правило, это были жёсткие, расчётливые люди. Одна из ярких таких ролей первой
половины 70-х - командарм Иван Лукич Сорокин в телесериале «
Хождение по мукам».
Порой сквозь эту мужскую суровость проступала настоящая нежность, как, например,
в фильме «
Юркины
рассветы» (1974), где Михаил Голубович сыграл передового механизатора,
гостеприимного хозяина и заботливого отца Ивана Хмеля. Нередко актёру доводилось
создавать неоднозначные, сложные психологические образы. В 1979 году он исполнил
главную роль в драме Ольгерда Воронцова «
Гонка с преследованием», где его героем стал шофёр Степан Семенович
Чекменёв, который с годами превращается из отзывчивого человека в черствого
душой. Однако трагический случай заставляет его пересмотреть свой жизненный путь
и осознать, как случилось, что он растерял всех друзей.
В активе Михаила Голубовича много фильмов военной тематики, этому способствовали
его внешность и энергетика. Помимо вышеупомянутых следует отметить его роль
шофёра Васи Головина в остросюжетном, военно-приключенческом фильме «
"Мерседес" уходит от погони» (1980). В своё время фильм
пользовался огромной популярностью у широкой зрительской аудитории. Среди
других военных фильмов с его участием: «
Берег» (комбат Гранатуров), «
По зову сердца» (помкомвзвода сержант Онищенко), «
Где-то гремит война» (дядя Вася).
Общественно-политическая деятельность
В 1995 году Михаил Васильевич Голубович возглавил управление культуры Луганской
облгосадминистрации и проработал в этой должности до 2005 года. В 2002 - 2006 годах
являлся депутатом Луганского областного Совета. 31 октября 2010 года был избран
депутатом Луганского областного Совета по списку Партии регионов. Кроме того
Михаил Васильевич возглавлял областную организацию Республиканской партии
Украины.
Кино 90-х и нового века
После распада Советского Союза Михаил Голубович в основном снимался в фильмах
украинских кинематографистов. Но по своему уровню эти ленты явно уступали
кинокартинам советского периода. В 2015 году актёр сыграл роль купца Никифора
Кулешова в популярном российско-украинском телесериале «
Последний янычар».
Из интервью Константина Скоркина с Михаилом Голубовичем, в «Реальной газете»
от 22.04.2009 года: «НАШ БУЛЬБА!»
Михаил Голубович, наверное, единственный украинский актер «первого эшелона»,
живущий и работающий в Луганской области. Недавно он сыграл главную роль в
украинском фильме «Дума о Тарасе Бульбе» режиссеров Петра Пинчука и Евгения
Березняка. Несмотря на все претензии художественного плана к этой постановке,
стоит отметить, что гоголевский персонаж в исполнении нашего земляка получился
аутентичным и ближе по духу к оригиналу, чем холодный и глянцевый Бульба (Богдан
СТУПКА) из российской экранизации.
Сегодня Михаил Голубович играет Тараса Бульбу на сцене Луганского украинского
музыкально-драматического театра (в котором он работает художественным
руководителем), заворожен китайским экономическим экспериментом и не верит, что
при нынешних режимах России и Украины возможна полноценная экранизация
неполиткорректной повести Гоголя.
- Михаил Васильевич, расскажите о том, как Вам удалось стать «нашим
Бульбой»?
- У меня было три проекта, связанных с «Тарасом Бульбой». Первое предложение я
получил из Запорожья - сыграть Тараса Бульбу в ландшафтном спектакле на острове
Хортица, в котором были задействованы Запорожский академический театр, хор
филармонии «Запорожцы», клуб патриотического воспитания запорожских
единоборств «Спас», подразделения «Беркута», конный театр. Уникальный проект по
драматургическому воспроизведению произведения Николая Васильевича Гоголя,
аналогов которому не было на тот момент. Пинчук и Березняк, под впечатлением от
этого действия, загорелись желанием снять телевизионный фильм по мотивам
спектакля. Денег было мало, всего миллион долларов, и эта телеверсия выглядит
очень бледно на фоне российской экранизации, которую сделал Владимир Бортко.
Почему бледно? Там у Бортко был бюджет 15 миллионов долларов, уже понятна разница.
- А Вы смотрели российскую версию «Тараса Бульбы»?
- Я не видел фильм Бортко, отдельные отзывы слышал, но сам еще не успел посмотреть.
А наш фильм мне не понравился однозначно. Это не ложная скромность, мне
действительно не понравилось. Очень бедно все это выглядит.
Но фильм существует, существует ландшафтный спектакль, и есть третий проект -
спектакль «Тарас Бульба» нашего Луганского украинского драматического театра,
который вызывает неизменный интерес у зрителей.
- Скажите, а почему из всех гоголевских персонажей сегодня оказался
востребован именно Тарас Бульба?
- Сегодня такие слова, как «патриотизм», «любовь к Отечеству» вызывают у многих
улыбку. Моральные и нравственные принципы утрачены, и особенно, на мой взгляд, мы
теряем молодежь.Но делаем вид, что все хорошо.
Поэтому мне, как исполнителю роли Тараса Бульбы, было важно объяснить, почему мой
герой поднимает руку на собственного сына. На мой взгляд, главное в этом образе -
противоречие между отцовским долгом и долгом перед Отечеством, трагический выбор
Тараса Бульбы - вот что самое сложное и интересное в этом персонаже.
Ведь Гоголь писал, что нет ничего крепче уз товарищества, особенно это присуще
славянам. И никуда мы от этого не денемся. Надо следовать своим традициям. Вот
посмотрите на Китай, мне удалось там дважды побывать, - они говорят, что строят
капитализм под флагом коммунистической партии. Китайцы берут лучшее от
социализма, лучшее от капитализма, а строят своё общество. И результаты налицо -
как доминирует Китай в мире...
- Раз уж зашла речь о капитализме, Вы говорите, что денег на фильм «Дума о
Тарасе Бульбы» было мало.
- Да их вообще не было. Это частные деньги, это Пинчук и Березняк взяли ссуды в
банке и решили попробовать себя в художественном кино. Они никогда не снимали
раньше художественных фильмов, вот решили сделать телеверсию спектакля, и,
наверное, не нужно предъявлять к ним слишком большие претензии.
- И все же, у Бортко был большой бюджет, Вы правы, но я посмотрел этот фильм, и
если к украинскому фильму может быть много претензий, то и к российскому их не
меньше. В российской экранизации много преимуществ чисто технических, но
художественных достоинств я там особых не заметил. Деньги не помогли Бортко
вытянуть художественный уровень фильма. В связи с этим вопрос - так ли уж первичны
деньги в искусстве? И действительно ли кризис в украинском кино упирается только
в денежный вопрос?
- Я убежден, что одна из главных составных это все-таки материальное обеспечение.
Если мы возьмем любой процесс, то технология имеет большое значение. Одно дело
ступкой толочь подсолнечное масло, а другое использовать для этой же цели
современный пресс. Поэтому те должностные лица, которые говорят - «не надо вам
денег, ищите спонсоров», - они просто воруют деньги у государства. Они не хотят,
чтобы в обществе выстраивались какие-то моральные принципы. Это им не выгодно. Им
выгодно, чтобы люди ненавидели друг друга. Не хочу говорить о политике, но сегодня
мы начинаем делить Гоголя: чей он - русский или украинский? Да он славянский!
- По нынешним меркам текст Гоголя очень неполиткорректный, казаки показаны
там с разных сторон, их образы далеки от современных представлений о гуманизме.
Соответственно, межнациональные отношения, показанные в повести Гоголя, тоже
далеки от идеала, в связи с чем у постановщиков фильмов возникали определенные
проблемы. Например, эпизод повести с еврейским погромом на Сечи в украинской
версии был вообще аккуратно вырезан. Скажите, есть ли смысл в том, чтобы
экранизировать Гоголя «по тексту», сделать такую экспериментальную,
неполиткорректную постановку? Или лучше не будить призраки прошлого?
- Я думаю, что этого не будет до тех пор, пока не появятся объективные художники,
которые не будут выполнять чей-либо политический заказ, а просто захотят
объективно показать произведение, сложные отношения эти. Наверное, нужно
говорить правду, но правда не всем режимам будет интересна.