Джеймс Френсис Айвори родился в Беркли (штат Калифорния, США). Учился на
художника-декоратора в Орегоне, изучал режиссуру в университете Южной
Калифорнии. Снимал документальные фильмы.
В 1960 он выполнял заказ на создание фильма об Индии, после съемок которого он
остался в этой стране на несколько лет. Там сформировалось творческое
содружество Айвори с индийским продюсером Исмаилом Мерчантом и писательницей
Рут Правер Джабвала. Их творческий союз вошел в книгу рекордов Гиннеса как самое
долгосрочное партнерство в мире кино.
Продюсерский талант Мерчанта позволял делать роскошные костюмные постановки за
небольшие деньги. Большинство сценариев к их фильмам написала немецкая
сценаристка Рут Прауэр Джабвала. Мерчант иронизировал: "Я - индийский мусульманин,
Рут - немецкая еврейка, Джеймс - американский протестант. Кто-то называет нас
святой троицей, а кто-то - трехголовым драконом". Вместе они создали несколько
комедий, основанных на несообразностях, возникающих в результате столкновения
европейской и азиатской культур, наиболее известный из них «
Господин Шекспир», история романа индийского плейбоя и английской
актрисы из гастролирующей труппы. В более обобщенной аллегорической форме тема
столкновения культур проявилась в «Дикарях». На протяжении последующих лет
индийская тема снова несколько раз всплывала в работах режиссера, таких как
«Автобиография принцессы»; «Шумиха вокруг картин Джорджи и Бонни»; «
Жара
и пыль», однако, начиная с экранизаций романов Г. Джеймса «
Европейцы» и «
Бостонцы» имя Айвори ассоциируется с ностальгическим, тонко визуально
выверенным воспроизведением культурной среды и скрытых в ее глубине социальных
конфликтов традиционного западного общества на грани 19-20 веков.
Особый успех Айвори снискал экранизацией романов английского писателя Э.
Форстера «
Комната с
видом», «
Морис», «Поместье «Говардз Энд». Продолжает эту тему, но уже на
материале 1930-х годов фильм «На закате дня», где классический английский дворецкий
(Энтони Хопкинс), погруженный в свои заботы, пропускает мимо себя целую жизнь. В
конце 18 века происходит действие фильма «
Джефферсон в Париже», о жизни Пикассо рассказывает фильм «
Прожить жизнь с Пикассо».