Алан Артур Бейтс родился 17 февраля 1934 года в Оллестри, пригороде Дерби, в семье
страхового агента и домохозяйки. Его родители хотели, чтобы их сын стал
концертирующим пианистом, однако, еще будучи учеником средней школы, он принял
твердое решение стать актером и начал брать частные уроки актерского мастерства
и вырабатывать правильное произношение. В конце концов, Бейтс стал стипендиатом
Королевской академии драматического искусства, где проучился три года. Затем
последовала служба в королевских военно-воздушных силах, а в 1955 году он
дебютировал в театре «Мидленд» в Ковентри. На следующий год Бейтс присоединился к
только что образованной репертуарной Английской театральной труппе, в составе
которой впервые выступил в Лондоне на сцене Королевского придворного театра,
сыграв Клиффа в пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе». В этой же роли в 1957 году
он появился на Бродвее.
Важными этапами в его театральной карьере стали роли Эдмунда в пьесе Юджина
О'Нила «Долгое путешествие в ночь» и Мика в «Стороже» Гарольда Пинтера. В основном
в репертуар Бейтса входили произведения современных авторов - Тома Стоппарда,
Алана Беннета, Гарольда Пинтера, Саймона Грея, однако он время от времени играл в
классических пьесах Шекспира и Чехова. Прежде работавший с Тони Ричардсоном на
театральной сцене, Бейтс дебютировал в кино в его картине «
Комедиант» (1960) с
участием Лоуренса Оливье. Два года спустя он снялся в роли беглого убийцы, волею
случая нашедшего приют у наивных деревенских детей в дебютном фильме Брайана
Форбса «Бросать слова на ветер» (1961). После того как Бейтс сыграл запутавшегося в
своей семейной жизни молодого инженера Вика Брауна в социальной драме «
Такая вот
любовь» (1962, реж. Джон Шлезингер), он наряду со своими актерами-современниками,
такими, как Альберт Финни и Том Кортни, стал олицетворением поколения
«рассерженных молодых людей» новой волны британского кинематографа.
В шестидесятые годы Бейтс заявил о себе как о незаурядном и разноплановом актере.
Среди его героев - робкий и нерешительный писатель Бэзил в драме «
Грек Зорба» (1964,
реж. Майкл Какояннис) и разочаровавшийся в жизни школьный инспектор Руперт Биркин
в экранизации романа Дэвида Герберта Лоуренса «
Влюбленные женщины» (1969, реж. Кен Рассел). Сыгранная в фильме
«Мастеровой» (1968, реж. Джон Франкенхаймер) роль бедного еврея Якова Бока,
обвиненного на волне антисемитизма в убийстве, которого он не совершал, принесла
актеру в 1969 году номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Бейтс также
снимался в ведущих ролях в таких картинах, как «Ничего, кроме лучшего» (1964, реж.
Клайв Доннер), «Король сердец» (1966, реж. Филипп Де Брока) и «
Вдали от безумной толпы» (1967, реж. Джон Шлезингер).
В 1970 году Бейтс играл на сцене
Гамлета в Ноттингеме и Лондоне, а
два года спустя появился на Бродвее в спектакле по пьесе Саймона Грея «Батли».
Постановка принесла Бейтсу американскую премию «Тони» как лучшему актеру, а
вскоре он снялся в киноверсии этой пьесы, поставленной известным режиссером и
драматургом Гарольдом Пинтером. В 1973 году Бейтс провел сезон в труппе
Королевского Шекспировского театра, выходя на сцену в роли Петручио в «Укрощении
строптивой». В первой половине семидесятых он сделал несколько заметных работ в
кино, в том числе сыграл Вершинина в «Трех сестрах» (1970, реж. Лоуренс Оливье) и
любовника молодой аристократки, простого фермера Теда Берджеса в «
Посреднике» (1972, реж. Джозеф Лоузи).
Хотя в дальнейшем картины с его участием были неравнозначны, Бейтс неизменно
находил, чем поразить зрителей. Демонстрируя порой равнодушие к коммерческом
успеху, он предпочитал браться за роли, в которых в полной мере могло бы
проявиться его незаурядное дарование. Бейтс обладал многогранным актерским
талантом, однако лучше всего ему удавались психологические портреты, которые он
создавал на экране, с одинаковой убедительностью играя своих героев и антигероев.
Даже снимаясь во второстепенных ролях, Бейтс оставался на уровне ведущих актеров,
занятых в картине. За свою долгую карьеру в кинематографе он создал ряд
запоминающихся образов. В их числе знаменитый театральный антрепренер Сергей
Дягилев в «Нижинском» (1980, реж. Герберт Росс), военный, потерявший после контузии
память в «Возвращении солдата» (1981, реж. Алан Бриджес), бывший советский шпион Гай
Берджес в «Англичанине за границей» (1983, реж. Джон Шлезингер), жестокий гангстер
Джек Миан в «Отходной молитве» (1987, реж. Майк Ходжес). Верный своим театральным
корням, он также сыграл Клавдия в «
Гамлете» (1990, реж. Франко
Дзеффирелли) и Гаева в «Вишневом саде» (1999, реж. Майкл Какояннис).
Бейтс до конца жизни продолжал активно работать в театре - он по-прежнему
сотрудничал с Саймоном Греем и Гарольдом Пинтером, играл в постановках различных
театральных коллективов, а в 2002 году вернулся на Бродвей, завоевав премию «Тони»
за роль Василия Семеновича Кузовкина в пьесе Тургенева «Нахлебник». Именно
напряженная работа в театре, кино и на телевидении помогла пережить ему потерю
близких ему людей: в 1990 году от приступа астмы скончался его сын Тристан, а два
года спустя ушла из жизни жена Бейтса Виктория Уорд. За заслуги в области
театрального искусства актер в 1995 году был произведен в командоры Британской
империи, а в 2003 году ему было пожаловано дворянское звание. Одной из последних
наиболее ярких и драматических ролей Бейтса в кино стал тщательно скрывающий
свое прошлое лицемерный дворецкий Дженнингс в детективной драме Роберта Олтмана
«Госфорд Парк» (2001). Незадолго до смерти актер снялся в остросюжетном триллере «
Приговор» (2003, реж. Норманн Джуисон) с участием Майкла Кейна.
В 1990 году сын актёра Тристан погиб в возрасте 19 лет, а два года спустя умерла и жена
Алана - актриса Виктория Форд.
Ушёл из жизни после тяжелой болезни (рак поджелудочной железы) в лондонской
больнице в конце 2003 года на 70-м году жизни.