Юэнь Хэпиин - китайский кинорежиссёр, постановщик боевиков с восточными
единоборствами. Работает в Гонконге. В России более известен как Юэнь Ву Пин (от
англ. Yuen Woo-ping); встречаются также варианты Юань Хэ Пин, Ву Юэнь, Во Пин Юань, Юэн Ву
Пинг и др.
Юэнь Ву-Пинг старший из двенадцати детей известного актёра Китайской оперы Юань
Сяотяня, родился в 1945 году в Гуанчжоу, Китай. Впервые он познакомился с искусством
кунг-фу под руководством своего отца, который в своё время был популярнее на сцене
и в кино, чем сам Юань Хэпин в настоящее время.
Кроме обучения в труппе своего отца, Юэнь Ву-Пинг, в течение одного года также
посещал дневные занятия в школе Китайской оперы мастера Ю Цзинъюаня, где также
занимались знаменитые на весь мир сегодня звёзды Гонконгского кинематографа
Саммо Хун и Чан Кон Сан (известный ныне под «западным» именем «Джеки Чан»).
В 1950-х годах отец привёл Юэнь Ву-Пинг и его братьев на съёмочную площадку сериала
«Хуан Фэйхун» (о народном герое Китая) - работа в нескольких сериях (правда, без
упоминания в титрах) стала первым появлением будущего актёра, режиссёра и
постановщика боёв на большом экране.
Впоследствии, в 1960-х годах, Юэнь Ву-Пинг как актёр и каскадер работал на студии
Братьев Шоу - одной из крупнейших студий Гонконга, где, в частности, снялся в
фильме «Китайский боксер» в роли Ю Ванга.
В 1971 он впервые выступил в качестве постановщика боевых сцен фильме «Сумасшедший
убийца», режиссёра У Сыюаня - их сотрудничество продолжилось на протяжении
нескольких последующих лет.
1978 - год первой режиссёрской работы Ву Пинга: он поставил очень успешную картину
«Змея в тени Орла», главную роль сыграл тогда ещё неизвестный миру старый
знакомый режиссёра Джеки Чан. Новый жанр «комедии кунг-фу» понравился публике и в
следующем году выходит «
Пьяный мастер»
с тем же исполнителем главной роли. Роль пожилого, обожающего вино учителя
главного героя исполнил отец режиссёра, а внескольких сценах отца дублирует и сам
Хэпин.
После непродолжительной работы под эгидой одной из крупнейших в киноиндустрии
Гонконга компании «Golden Harvest», режиссёр в 1979 году основывает собственную Wo Ping Films
Company, первым проектом которой стал фильм «Кулаки Буддиста», в котором Юань Хэпин в
эпизодической роли снова задействовал своего отца, в дальнейшем продолжая
привлекать его к работе, в основном в эпизодах с ролями пожилого мастера стиля
«пьяного», которым тот владел в совершенстве, или «старого бродяги-мудреца».
Позже Хэпин снял несколько фильмов в жанре «современного экшн» и вернулся к
«традиционным» фильмам о кунг-фу.
В начале девяностых среди режиссёрских работ Юань Хэпина следует отметить фильм
1993 года «Железная Обезьяна» с Чжэн Цзыданем (известен как «Донни Ен», -
впоследствии, - роль в фильме 2000 года «Герой») и, особенно, «Винь Чунь» (1994) с Ян
Цзыцюн, которую, после ставшего международным мега-хитом фильма, где Юэнь Хэпин
был постановщиком боёв, - «Крадущийся Тигр - Затаившийся Дракон» (2000), мы знаем как
«Мишель Йео».
Почти единогласно признаётся, что постановка Хэпином боёв для фильма Сюй Кэ (Tsui
Hark) «Однажды в Китае...» (1991), - просто незабываема, а в фильме «Тайцзицюань» (1996),
который он поставил как режиссёр, Юань Хэпин, по мнению экспертов «приблизился к
совершенству». Роли в фильме исполнили Ли Ляньцзе (известен как «Джет Ли») и
Мишель Йео.
Фильмы Юань Хэпина очень образны и в тоже время боевые искусства в них выглядят
реалистично. Однажды, когда ему задали вопрос, о том, как удаётся находить баланс
между искусством, стилизацией и всегда добиваться того, чтобы боевые искусства на
экране выглядели реалистично, Хэпин ответил: «Это не настолько сложно, как
представляется. Я всегда „вижу“ подход, часто - просто „чувствую сердцем“. Я,
прежде всего, думаю о персонаже, его повадках и личности. Придумывая персонаж, я
решаю, преувеличить ли некоторые черты, оставить их реалистичными или сделать и
то и другое. Фильмы в жанре „экшн“- это мультикультурный феномен, он - вне границ.
Таким образом, моя цель - рассказать историю без помощи слов, не вербально. Если бы
у меня был выбор - я вообще бы свёл диалоги к минимуму».
Возросшая после выхода «Матрицы» популярность Юань Хэпина (хотя он и до этого
имел культовый статус у отдельных любителей жанра, таких, как Квентин Тарантино
привела к созданию получившего «Оскар» фильма «Крадущийся тигр, затаившийся
дракон» (2000) режиссёром которого был Энг Ли, а Хэпин - постановщиком боевых сцен.
Эффектно демонстрируя, что даже актёры, ранее не имевшие подготовки в боевых
искусствах, могут выглядеть на экране в боевых сценах вполне достойно, Юань Хэпин
продолжает «раздвигать границы кинематографа», приняв участие в работе над
проектом Квентина Тарантино «Убить Билла» (2003-2004) и продолжая работать в Гонконге,
доказывает тем самым, что кино о боевых искусствах - серьёзная форма творческого
самовыражения, достойная своих древнейших корней.
Постановка боев:
Бастард (1973); Непробиваемые доспехи (1977); Змея в тени орла (1978);
Пьяный
мастер (1978); Человек кунгфу (1978); Великолепный мясник (1979); Нефритовый коготь (1979);
Танец пьяного богомола (1979); Дредноут (1981); Чудо-бойцы (1982); Мастер вутанга (1983);
Поединок мастеров (1983);
Пьяный тайчи (1984);
Храм вутанга (1986); При исполнении 4: Свидетель (1989); Близнецы-драконы (1992); Однажды в
Китае 2 (1992); Удар ногой (1992);
Герои среди героев (1993); Стальные когти (1993); Кулак легенды (1994);
Мастер тайчи 2 (1995); Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000); Легенда Зу
(2001); Черная маска 2: Город масок (2001); Разборки в стиле кунгфу (2004); Дом ярости (2005);
Бесстрашный (2006);
Убить
императора (2006);
Запретное царство (2007)