Томас Милиан (Tomás Milián), наст. имя Томас Квентин Родригес (Tomás Quintín Rodriguez) -
кубино-американский актёр, который на протяжении четверти века работал в Италии.
Обладатель итальянской кинопремии имени Родольфо Валентино и премии
итальянского правительства за вклад в киноискусство. «Звезда»
спагетти-вестернов.
Ранние годы
Томас Милиан родился 3 марта 1932 года. Сын кубинского генерала, уроженец Гаваны.
Отец был сторонником диктатора Херардо. После падения режима был арестован и
репрессирован. В 1945 году 13-летний Томас стал невольным свидетелем самоубийства
отца, что привело к сильному психологическому потрясению.
В 1955 году, за 3 года до начала революции Кастро, эмигрировал в США. Впоследствии
учился в Университете Майами во Флориде, где, во время изучения английского языка,
успешно прошёл пробы на участие в студенческой постановке. Благодаря этому, а
также по рекомендации декана драматического отделения, Милиан решил стать
актёром: «Я видел афиши со своим именем, - вспоминает Милиан, - и сказал себе: какого
черта я здесь делаю? Я теряю время».
В дальнейшем Милиан оставил обучение и переехал в Нью-Йорк, где пытался поступить
в актёрскую студию, однако из-за отсутствия опыта ему это не удалось. Тогда Милиан
нашёл работу лифтёра в пресвитерианском госпитале, где тоже долго не задержался -
поступил на службу в военно-морские силы, но из-за серьёзного заболевания почек
прослужил лишь 6 месяцев в тренировочном лагере. Не оставляя надежды стать
актёром и купив специально для вступительных экзаменов книгу Станиславского,
Милиан всё-таки поступил в актёрскую студию Ли Страсберга (Нью-Йорк) пройдя
строгий отбор - поступило только 2 человека из 3000 кандидатов.
Театр, первые фильмы
Получив необходимый актёрский опыт в актёрской студии, Милиан сначала появляется
в нескольких шоу, а затем получает свою первую роль в театре на Бродвее. Игра
актёра была замечена Жаном Кокто и композитором Жаном Карлом Менотти. Менотти
специально пишет под Милиана пантомиму «Поэт и муза», которая была представлена
публике в Италии на Фестивале в Сполето в постановке Франко Дзеффирелли . Талант
Милиана замечает режиссёр Мауро Болоньи, который предложил ему роль
второстепенного плана в своём фильме 1959 года «
Бурная ночь», а
впоследствии и в драме «
Красавчик Антонио» 1960 года. «В свои первые годы в Италии, - вспоминает
Милиан, - я играл исключительно в интеллектуальном кино, которое мне порядком
наскучило».
«Звезда» спагетти-вестернов
После фильма «Боккаччо-70» 1962 года Милиан работал в Италии, прославился как звезда
спагетти-вестернов, исполняя преимущественно характерные роли негодяев. В 1964
году Милиан снялся в фильме «Время безразличия», а год спустя принимает участие в
своём первом американском фильме «Агония и экстаз». Среди спагетти-вестерн
фильмов Милиан был задействован в картинах «Вольный охотник» (1966), «Большая
перестрелка» (1967), «
Лицом к лицу» (1967) и
«
Тепепа»
(1968), где сыграл вместе с Орсоном Уэлсом.
Одними же из самых известных картин Милиан в этом направлении стали «
Джанго,
стреляй» (1967) и «
Беги, человек, беги» (1969). В 1970 году Милиан играет в очередном вестерне -
«
Напарники», где актёр сыграл революционера-идеалиста Эль Васко. Помимо
Милиана в актёрский состав картины входили Франко Неро, Джек Пэланс и Фернандо
Рей. В 1972 году следует своеобразный аналог «Бонни и Клайд» - картина «
Сонни и Джед», где Милиан сыграл роль Джеда, а роль Сонни исполнила
Сюзан Джордж; в 1974 - «
Почти
человек»», где Милиан сыграл негодяя, преследующего дочь богатого
капиталиста-промышленника; в 1975 - «Белый, жёлтый, чёрный», где также сыграл Эли
Уоллах.
В том же году Милиан работает с Лючио Фульчи над его фильмом «Четыре всадника для
Апокалипсиса», исполнив роль Чако - одного из самых отрицательных персонажей в
карьере Милиана. В 1975 и 1976 годах Милиан обращается к криминальным драмам - «Тихая
акция» и «Крутой легавый соответственно». Наконец, с 1976 по 1984 года актёр, по
приглашению Бруно Корбуччи, принимает участие в 11 популярных полицейских
триллерах.
За эти годы актёр успел поработать практически со всеми ведущими итальянскими
режиссёрами, включая Бернардо Бертолуччи («
Луна») и Микеланджело Антониони («
Идентификация женщины»).
Возвращение в США
В 1985 году Милиан переехал в США, где обнаружил, что о фильмах, в которых он
снимался, да и о нём самом мало кто знает. Продюсеры брали его лишь на
второстепенные роли, хотя и в довольно известных фильмах: «Джон Ф. Кеннеди.
Выстрелы в Далласе» Оливера Стоуна, «
Гавана» Сидни Поллака, «
Амистад»
Стивена Спилберга, «
Траффик» Стивена Содерберга и
других режиссёров.
Определённый успех к нему пришёл после того, как он сыграл в Лос-Анджелесе в пьесе
Ариэля Дорфмана «Смерть и дева».
Личная жизнь
С 1964 года женат на актрисе Маргарите Валетти, с которой имеет одного сына - Томасо
Милиана младшего. Сын тоже стал актёром.