Мари Уиндсор - американская киноактриса, более всего известная своими
многочисленными ролями в фильмах нуар и фильмах категории В 1940-50-х годов,
благодаря чему ей часто называли «Королевой В-фильмов».
Её лучшие работы относятся к жанру фильм нуар, особенно, роль манипулирующей,
неверной, бесчувственной и подавляющей жены в «Убийстве». Её любимыми фильмами
помимо «Убийства» были также «
Узкая грань» и
«Адский огонь».
Мари Уиндсор родилась 11 декабря 1919 года в Мерисвэйле, штат Юта. Она выросла в Юте,
там же посещала Университет Бригама Янга и представляла свой штат в качестве Мисс
Юты на конкурсе Мисс Америка.
Уиндсор обучалась актёрскому мастерству у авторитетного русского педагога
театра и кино Марии Успенской, зарабатывая несколько лет на жизнь как телефонный
оператор, актриса в театре и на радио, а также статист в кино.
Начиная с 1941 года, Уиндсор начала сниматься в кино, однако это были эпизодические
роли, и её имя даже не указывалось в титрах. Вплоть до 1947 года она сыграла в 28 таких
фильмах. В начале своей голливудской карьеры она также была дублёршей Бетт
Дэвис.
Высокий рост Уиндсор (175 см) не позволял ей стать партнёршей многих голливудских
звёзд мужского пола, которые были сравнительно невысокого роста и чувствовали
себя неловко в паре с ней. Проявив немалую настойчивость, Уиндсор всё-таки
получила постоянную работу, играя «вторые главные роли королевы танцевального
зала, напарницы гангстера, шлюхи и экзотической злодейки». Она часто играла
«неверных жён, распутных подружек, лидера женской банды или подружку гангстера, и
была настолько убедительна в этих ролях, что часто получала по почте Библии с
выделенным в них текстом, описывающим её экранные „грехи“ с предупреждением, что
если она не исправится, то попадёт в ад».
Уиндсор была отличной наездницей, благодаря чему её часто приглашали сниматься в
вестернах.
В 1947 году Уиндсор поднялась до небольших, но полноценных ролей, первой из которых
стала роль в криминальной комедии «Песня Тонкого человека» с участием
популярного семейного детективного дуэта в исполнении Уильяма Пауэлла и Мирны
Лой. Первой по настоящему запоминающейся ролью Уиндсор в кино стала работа в
фильме нуар Абрахама Полонски «Сила зла» с Джоном Гарфилдом в главной роли, где
она сыграла соблазнительную жену нью-йоркского гангстера.
В конце 1940-х годов Уиндсор начала играть главные роли в фильмах категории В. В 1949
году она сыграла свою первую главную роль в приключенческой мелодраме «Аванпост
в Марокко». Её героиня, получившая образование в Европе дочь эмира, влюбляется в
капитана сипаев (Джордж Рафт), ведущего борьбу с вооруженными племенами под
предводительством её отца. Одну из своих наиболее значимых ролей упрямой, но
раскаивающейся в финале бандитки Уиндсор сыграла в вестерне «Адский огонь». Она
также сыграла в комедийном экшне «
Боец из
Кентукки» с Джоном Уэйном в главной роли, действие которого происходит в
Алабаме в 1818 году.
В вестерне «Дакота Лил» Уиндсор предстаёт в образе главной героини, танцовщицы
кабаре и подружки главаря банды фальшивомонетчиков, которая влюбившись в
федерального агента, помогает ему разоблачить всю подпольную преступную сеть. За
этим фильмом последовали вестерны «Френчи» и «
Решающий поединок», а также детектив «Двойная сделка», где Уиндсор
играет наследницу убитого владельца нефтяной скважины.
Уиндсор сыграла пиратку в лихом приключенческом фильме «Остров ураганов», после
чего последовал экшн-вестерн «Литтл-Бигхорн» (1951). Фильм нуар «Человек, ставящий
два доллара» посвящен благопристойному обывателю, который попадает в
зависимость от игры на скачках, однако в центре внимания картины оказывается игра
Уиндсор в роли мошенницы, которая собирается вытянуть из несчастного всё, что у
него есть.
В социальной драме «Японская военная невеста» Уиндсор сыграла редкую для себя
роль американской обывательницы, которая испытывает расовую ненависть к
японской жене брата своего мужа. В вестерне «Женщины-преступницы» Уиндсор
выступает в роли хозяйки городка на Диком Западе, куда запрещен въезд мужчинам, но
которая в итоге уступает натиску красавца-ковбоя. «Джунгли» был приключенческим
фэнтези, в котором индийская принцесса (Уиндсор) и белый охотник направляются в
джунгли для выяснения причин массового бегства диких животных и гибели людей,
сталкиваясь с неожиданным нашествием мамонтов.
В том же году Уиндсор отлично сыграла в двух значимых фильмах нуар - в «образцовом
нуаре категории В» «
Узкая грань» Ричарда
Флейшера она исполнила роль сотрудницы полиции, выдающей себя за жену крупного
гангстера, а в «
Снайпере» Эдварда Дмитрыка запомнилась в роли первой жертвы маньяка.
В 1953 году Уиндсор доставались роли в целой серии проходных фильмов, таких как
вестерн «Высокий техасец», спортивная комедия «
Трудный путь»,
музыкально-биографические фильмы «Такова любовь» и «История Эдди Кантора», а
также приключенческая фантастика «Женщины-кошки на Луне».
Более интересными работами Уиндсор были роли второго плана в двух фильмах нуар
режиссёра Джона Х. Ауэра - жена коррумпированного чикагского адвоката в
реалистической полицейской драме «
Город, который никогда не спит», а также в
экшн-нуаре «Пол-акра ада», где она играет подружку бывшего рэкетира на Гавайях,
убивающую одного из его бывших подельников.
В вестерне «
Охотник за головами» героиня Уиндсор заигрывает с главным героем,
скрывая, что является женой бандита и участницей ограбления. В 1955 году Уиндсор
отметилась в малозаметных вестернах «
Серебряная звезда» и «Леди с двумя пистолетами», а также в
приключенческой комедии «
Эбботт и Костелло встречают мумию» . Её
наибольшей удачей в этом году стала роль хозяйки художественной галереи,
соблазняющей и манипулирующей мужем и несколькими любовниками в фильме нуар «
Женщина без мужчин».
Эта работа предвосхитила одну из самых известных ролей Уиндсор, которую она
сыграла в фильме Стенли Кубрика «
Убийство» - роль алчной,
неверной и коварной супруги, которая сначала толкает мужа на соучастие в грабеже,
а затем сдаёт его своему любовнику-бандиту. Эта небольшая роль стала одной из
лучших в карьере Уиндсор и её последней крупной удачей в кино.
В 1957 году кинематографическая карьера Уиндсор пошла на спад. Уиндсор сыграла
небольшие роли в целой серии посредственных фильмов, среди них нуаровая драма
Джона Фэрроу «
Грешная жена»,
нуаровый детектив «Девушка в чёрных чулках», вестерн «Священник и преступник» и
вычурная фэнтези с участием множества стареющих голливудских звёзд «
История человечества». На следующий год Уиндсор появилась в паре столь
же неудачных фильмов: вестерне «День головореза» с Фредом МакМюррем и в мелодраме
«Женщина с острова» в качестве соперницы своей дочери в любовном треугольнике,
возникающем во время круиза в Карибском море.
После 1958 года Уиндсор стала всё больше уделять внимание съёмкам на телевидении, и
её появление на большом экране стало редкостью. Снятая ещё в 1958 году комедия
«Райская аллея» о лишённом финансирования режиссёре, который снимает кино с
минимальным бюджетом, так и не была выпущена в прокат, и в 1962 году сразу была
передана на телевидение. В 1963 году Уиндсор сыграла второстепенную роль в
неудачной комедии из бродвейской жизни «Выбор критика», за которой последовала
слабая фантастическая лента «День, когда Марс вторгся на Землю». В 1964-69 годах
Уиндсор сыграла небольшие роли всего в нескольких фильмах: в 1964 году - в комедии
«Сказки на ночь» о двух конкурентах-жиголо на Французской Ривьере с участием
Марлона Брандо и Дэвида Найвена, в 1966-м - в вестерне «
Невеста
по почте» и в хоррор-фильме «
Комната
ужасов», в 1969-м - в вестерне с элементами комедии «Хорошие ребята и плохие
ребята» с Робертом Митчумом.
В 1970-е годы Уиндсор продолжала играть малозначимые роли во второстепенных
фильмах: в вестернах «
Поддержи своего стрелка», «Ещё один поезд на Роб», «
Жестяная звезда» с участием Джона Уэйна, комедийном вестерне «Сердца
Запада» с Джеффом Бриджесом, а также в семейной фэнтези-комедии «
Чумовая пятница». Наилучшим её фильмом в 1970-е годы стал криминальный
триллер «
Команда» с Робертом Дювалем в главной роли. Уиндсор закончила
кинокарьеру небольшими ролями в откровенно слабых экшнах «Убийственная
красотка» и «
Взвод
коммандос».
Работа на телевидении
Уиндсор стала сниматься на телевидении с 1952 года. Всего она сыграла более чем в 90
телефильмах, эпизодах телесериалов и телепрограммах, завершив свою карьеру на
телевидении в 1991 году.
В числе прочих сериалов, она снялась в четырёх фильмах судебной драмы «Перри
Мейсон» (1958-64), в трёх фильмах вестерна «
Сыромятная плеть» (1959-64), в одном фильме вестерна «Бонанза», в одном
фильме хоррор-сериала «Сказки тёмной стороны», в двух фильмах детектива «
Она написала убийство», а также в телевизионном мини-сериале «
Салемские вампиры» по Стивену Кингу.
Личная жизнь
«В реальной жизни Уиндсор была намного более приятной женщиной, чем на экране». На
протяжении всей жизни она активно занималась общественно-политической
деятельностью, была активной сторонницей Республиканской партии США и в течение
25 лет - активисткой Гильдии (профсоюза) киноактёров США.
Свернув свою работу на экране в конце 1980-х годов, Уиндсор стала уделять намного
больше внимания своей большой семье, а также занималась живописью и
скульптурой.
Уиндсор дважды была замужем: в 1946-47 годах - за радиоведущим Тедом Стилом (брак был
аннулирован), в 1954 году она вышла замуж за баскетболиста, члена Олимпийской
сборной США 1936 года Джека Хаппа, с которым прожила до своей смерти. Она
воспитывала пасынка от первого брака и сына от второго брака 1963 года рождения.
В последние годы жизни Уиндсор страдала от артрита. Она умерла 10 декабря 2000 года,
за один день до своего 81-го дня рождения.