Карл Йозеф Миллёкер - австрийский композитор и дирижёр, автор популярных оперетт.
Наряду с Иоганном Штраусом и Францем фон Зуппе считается классиком венской
оперетты XIX века.
Карл Миллёкер родился 29 апреля 1842 года в Вене, в семье золотых дел мастера.
Музыкальное образование он получил в консерватории при Венском обществе друзей
музыки. В 1858 году начинается его карьера в амплуа флейтиста театрального
оркестра. Одновременно юноша начинает сочинять в разных жанрах - от вокальных
миниатюр до крупных симфонических произведений. Благодаря поддержке Зуппе,
обратившего внимание на способного оркестранта, в возрасте 22-х лет он получает
место театрального капельмейстера в Граце. Там же он впервые обращается к
оперетте, создав две одноактные пьесы -
«Мёртвый
гость» и «Две вязальщицы».
С 1866 года Миллёкер становится дирижёром театра "Ан дер Вин", и в 1868-м дебютирует в
столице третьей одноактной опереттой «Целомудренная Диана», написанной под
явным влиянием Оффенбаха. После этого в Немецком театре Будапешта ставится его
первая полновечерняя оперетта
«Остров
женщин», в которой ощутимо влияние Зуппе. Но эти спектакли не имеют успеха, и
Миллёкер, с 1869 года являющийся директором театра "Ан дер Вин", надолго
переключается на создание сопроводительной музыки к драматическим спектаклям.
Тем не менее, в 1871 году его новая оперетта
«Три
пары туфель» приносит ему очередной успех.
В конце 1870-х годов он вновь обращается к оперетте. Одна за другой появляются
«Заколдованный замок» (1878),
«Графиня Дюбарри» (1879), «Апаюн» (1880), «Белльвильская дева» (1881), «Полковой
священник» и «Гаспарон» (1881), которые создают ему популярность. А следующее
произведение,
«Нищий
студент» (1882), ставит Миллёкера в ряды выдающихся творцов оперетты.
Однако после этого триумфа Миллёкер оставил дирижёрскую работу и полностью
посвятил себя оперетте. Хотя повторить успех «Нищего студента» ему не удалось,
некоторые последующие его оперетты пользовались большой популярностью.
Так появляются оперетты
«Вице-адмирал» (1886),
«Семь швабов»
(1887),
«Бедный Ионафан» (1890), «Пробный поцелуй» (1894) и
«Северное сияние» (1896). Однако до уровня «Нищего студента» они
подняться не могут, несмотря на то что в каждой из них встречаются отдельные яркие
и интересные музыкальные эпизоды. Из них уже после смерти композитора была
скомпонована довольно удачная оперетта «Юный Гейдельберг».
Миллёкер скончался 31 декабря 1899 года в Вене, в возрасте 57-ми лет. Похоронен
на Центральном кладбище Вены. Некоторые исследователи называют день его смерти
окончанием золотой эры оперетты.
Творческое наследие
Миллёкер - видный представитель австрийской опереточной школы. Великолепный
знаток театра, в совершенстве владеющий спецификой жанра, он, несмотря на
отсутствие значительного таланта, создал одну из вершин австрийской оперетты,
«Нищего студента», в котором мастерски использовал венские танцевальные ритмы и
песенные мелодические обороты. Несмотря на то, что и до, и после «Нищего студента»
им не было создано сколько-нибудь значительных произведений, благодаря одной
этой оперетте Миллёкер по заслугам вошёл в ряды классиков жанра.
Оффенбаховские сатирические черты в основном чужды композитору. Он только лирик,
и произведения его - прежде всего развлекательные комедии с типично венскими
музыкальными интонациями, с бытовыми ситуациями и характеристиками. В его музыке
звучат ритмы вальса, марша, народные австрийские напевы.
В творческом наследии Миллёкера, кроме многочисленных оперетт и ранних вокальных
и оркестровых опусов - балеты, фортепианные пьесы и большое количество музыки к
водевилям и комедиям.
По материалам Википедии и belcanto.ru