Лана Тернер родилась в городке Уоллас, штат Айдахо 8 февраля 1921 года в семье Джона
и Милдред Тернер, маленьком шахтерском городке и при рождении получила имя Джулия
Джин Милдред Фрэнсис Тернер. Как у самой настоящей американки, в ее жилах
смешалась кровь шотландцев, англичан, датчан и ирландцев. В 10-ти летнем возрасте
она попала в приют. Отец - подпольный торговец спиртным - был убит (по другой версии
он был игроком в покер и был убит при ограблении), а мать перевезя семью в
Калифорнию, любила развлечения и не заботилась о ребенке. Не выдержав тяжелой
жизни в приюте, Лана решила стать танцовщицей в одном из ночных клубов
Лос-Анджелеса.
Когда ей было 16, ее заметил Луис Б. Майер и предложил роль в своем фильме.
Многоопытный Майер разглядел в пухленькой девочке новый образ женской красоты.
(Рассказ о том, как молоденькую красотку, случайно увиденную в кафе, пригласили
сниматься, стал одной из расхожих голливудских легенд). Такой же, потягивающей
содовую через соломинку за стойкой бара, она впервые мелькнула в картине «Звезда
родилась» (1937). Но уже второе появление на экране - в фильме Мелвина Ле Роя «
Они не забудут» (1937), где ее героиню насиловали и убивали, - произвело
впечатление на зрителей. На следующий год в картине «
Любовь находит Энди Харди» с Микки Руни начинающая красотка,
известная как «девушка в свитере», завоевала сердца молодых людей от Калифорнии
до Нью-Йорка. А «Голливудский репортер» отозвался о молодой актрисе как о «юной
леди, обладающей яркой красотой, шармом и индивидуальностью». Тернер окрестили
«девушкой в свитере», благодаря узкому голубому свитеру, который носила ее
героиня и за пристрастие к ношению предмета гардероба, который ненавязчиво
подчеркивал её пышные формы. Для съемок одного из первых своих фильмов она
выщипала брови, однако они так и не отросли, откуда другое прозвище - «девушка с
подрисованными бровями».
В 1939 г. для одной из ролей Тернер перекрасилась в блондинку и не только совершенно
изменила свой образ, но и приобрела новое прозвище - «Королева ночных клубов». Ее
взлет начался после смерти Джин Харлоу, долгое время занимавшей место «самой
обаятельной блондинки Голливуда». Эта элегантная блондинка с прекрасной фигурой
и точеным, надменным лицом была типичной кинозвездой, поддерживавшей внимание к
себе не столько актерскими достижениями, сколько бесконечными романами и
браками, о которых постоянно писала пресса. Тактика оправдала себя, позволив
Тернер продержаться на экране три с половиной десятилетия. Соперничая за звание
самой сексуальной звезды Голливуда с Ритой Хэйуорт и Джейн Рассел, Тёрнер снялась
в четырёх фильмах с прославленным плейбоем Кларком Гейблом. Лана двадцать лет
оставалась одной из самых ярких звезд Голливуда. Лана излучала свет, радость,
возбуждение. Журналы неизменно включают ее в число шести самых удачливых женщин
Америки - «тех, кому улыбнулась фортуна». Она тоже не слишком скромничала - то
заявляла прессе, что никто не способен обнять женщину лучше, чем Тайрон Пауэр, то
на глазах у всех переживала бурный роман с Фрэнком Синатрой. Список любовников
Ланы так и пестрел знаменитыми именами: Фрэнк Синатра, Кларк Гейбл, Роберт Тэйлор,
Говард Хьюз, Тайрон Пауэр... причем, почти в каждом браке и романе с Ланой
приключалась какая-нибудь история. Один мужчина в гневе толкал ее с лестницы,
другой - публично давал пощечину, третий - обливал шампанским и т.д., о чем
наперебой сообщали газеты.
Одна за другой пошли короткие выигрышные роли танцовщиц, позволявшие
демонстрировать красивую фигуру и стройные ноги в лентах: «
Приключения Марко Поло» (1938), «
Танцующая студентка» (1939), «
Две девушки на Бродвее» (1940), «Девушка Зигфилда» (1941) и др. Она часто
меняла мужчин. Ее интересовали не только богемные мужчины, не только актеры,
режиссеры, певцы. К началу 40-х Лана уже была одной из восходящих звезд и замужем за
джазовым музыкантом
Арти Шоу. Однако
брак не продержался и года, став образцом будущих союзов актрисы, которых в итоге
было восемь раз, в том числе после джазмена Арти Шоу (1940); миллионером Генри
Топпингом (1948-52), который сделал предложение обронив алмазное кольцо в её бокал с
мартини; актёром, игравшим Тарзана - Лексом Баркером (1953-57), с которым разошлась
после того, как он стал приставать к её малолетней дочери; и с гипнотизером
Рональдом Данте (1969-72). Было в промежутках еще 2, с менее известными, но богатыми
людьми... Миллиардер Стефан Крейн - был королем всех ресторанов на Гавайях и стал
мужем номер два и номер три( она была дважды за ним замужем). Он же стал отцом
единственной дочери Ланы, Черил Крэйн. « Я планировала иметь одного мужа и семь
детей, а вышло наоборот», - шутила актриса. Но и с ним Лана, в конце концов,
рассталась. Она добилась того, что стала живой легендой - роковая женщина-вамп,
соблазнительница, дьявол в юбке. Эта слава устраивала ее. «Я люблю ночные клубы,
зажигательную музыку, блеск юпитера, а больше всего - мужчин».
Несмотря на бурную личную жизнь, в 40-е Тернер успела сыграть несколько неплохих
ролей в картинах «
Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1941), «
Джонни Игер»
(1942). Одной из самых успешных её картин был ранний фильм в жанре нуар - «
Почтальон всегда звонит дважды» (1946). Ее
холодноватый высокомерный облик оказался очень кстати в создании образа
«роковой женщины», заставившей любовника убить старика-мужа. Она сумела уйти от
людского суда, но не от божественного провидения. По сей день образ роковой
женщины Коры, сыгранный ею в фильме, по праву считается одним из самых чувственных
и соблазнительных в истории кинематографа. Считается, что во время Второй Мировой
войны американские солдаты предпочитали вешать на стены казарм именно её
фотографии и афиши. Также во время Второй Мировой войны Лана Тернер стала
путешествовать по стране, участвуя в продаже военных облигаций. Лана сама писала
себе речи для выступлений и обещала поцелуй всякому, кто приобретет облигацию
номиналом в 50,000 долларов и выше. «И я выполняла обещание сотни раз, - признается
Тернер, - мне сказали, что я пополнила бюджет страны на несколько миллионов
долларов». После войны Тернер снималась главным образом в мюзиклах.
Среди лучших ролей Тернер на рубеже десятилетий были миледи Винтер в «Трех
мушкетерах» (1948). Карьера Тернер в 1950-е гг. была неровной. Одним из наиболее
успешных с художественной точки зрения был фильм Винсента Миннелли «
Злые и красивые» (1953), где она сыграла актрису Джорджию Лоррисон (чьим
прототипом были Дженнифер Джонс и дочь Джона Бэрримора
Диана) (1952). К середине 40-х Лана стала
одной из десяти актрис с самыми высокими гонорарами, а в 50-е - королевой MGM. Но роли
от этого лучшими не сделались. Тернер переиграла многочисленных гангстерских
подружек («Притон», 1941; «
Джонни Игер», 1942;
«Слегка опасна», 1943), побывала благородной дамой в приключенческих лентах
(«Дюбарри была леди», 1943; «
Три
мушкетера», 1948), но нигде особого впечатления не производила. Тогда решили снова
вернуть ее в мюзиклы, где отсутствие актерского мастерства не столь заметно
(«Мистер Импириум», 1951; «
Веселая
вдова», 1952). Правда, по поводу последней была в ходу шутка о том, что Лана - самая
невеселая вдова в американском кино.
Все эти годы дочь актрисы воспитывалась нянями и горничными. Лишь время от
времени ей позволяли несколько дней провести с матерью, но материнской любви она
так и не почувствовала. Она, как хорошенькая куколка, появлялась перед гостями,
делала реверанс, и ее отсылали, чтобы не мешать развлечениям матери.
Пресытившаяся прежним обществом, Лана стала искать приключений в гангстерских
кругах. Ночь за ночью она таскалась по самым отвратительным притонам и, наконец,
познакомилась с Микки Когеном, главарем банды, продавцом наркотиков,
содержателем подпольных игорных и публичных домов. Телохранителем Колена был
уроженец Сицилии 26-летний Джонни Стомпанато. Его знал весь Голливуд. Любовная
связь с известным гангстером взбудоражила весь Голливуд. Лану это не беспокоило.
Скандал, поднятый прессой по поводу связи Ланы с преступным миром, снова сделал ее
объектом разговоров и повысил к ней интерес со стороны «Метро-Голдвин-Майер». Для
скандального фильма нужна была скандально знаменитая кинозвезда. Требовалось
нечто необычное, из ряда вон выходящее, чтобы опять добиться высоких классовых
сборов. И Лана Тернер получила главную роль в фильме «Пейтон Плэйс», снятый по
нашумевшему роману Грейс Металлиус, и контракт на 200 тысяч долларов. В 1958 г. Тернер
была номинирована на премию Оскар за этот фильм, но ее личная жизнь снова
заслонила ее достижение как актрисы.
Черил, четырнадцатилетняя дочка Ланы Тернер, сразу невзлюбила Джонни Стомпанато.
Девочка не слишком хорошо относилась к «латинскому любовнику» матери, но,
впрочем, и не требовала разрыва. Мать потребовала его сама. Это случилось в
Страстную пятницу, 4 апреля 1958 года. Джонни Стомпанато не хотел упускать то, что,
как он думал, давно и безраздельно принадлежит ему. Он ударил ее, готов был убить,
изрезать ей лицо ножом, чтобы она никому не досталась после него. Смертельно
напуганная Черил побежала на кухню и взяла в руки разделочный нож. Когда она
вернулась, Джонни Стомпанато уже занес руку для удара. Она опередила его, всадив
ему в живот нож по самую рукоятку. Такова версия следствия. Однако многие
подозревали, что защищать надо было не маму, а дочь, на которую распоясавшийся
гангстер тоже покушался. А когда дело было сделано, Черил взяла всю вину на себя,
потому что по закону несовершеннолетней девочке ничего не грозило. Вина Черил
была доказана, и она предстала перед судом. Пресса, воспользовавшись случаем,
разбушевалась против несчастной девушки, обвиняя во всех грехах этого мира.
Белокурая Лана Тернер была на суде в темных очках, гладко причесанная, очень
элегантная. Под перекрестным огнем бесстыдных и жестоких вопросов она рыдала,
теряла сознание, падала в обморок. Злые языки говорили, что за эту роль -
оскорбленной невинности - ей следовало бы дать Оскара. На суде обвинение
зачитывало страстные письма звезды к убитому, занявшие на два дня полосы всех
американских газет. И хотя скандал был поистине феерическим, он странным образом
лишь увеличил славу Тернер. (Его под другими фамилиями - подробно описал Гарольд
Роббинс в романе «Куда ушла любовь», в 1964-м экранизированном Эдвардом Дмитрыком с
Бетт Дэвис в главной роли).
С этого дня начался другой период ее жизни. Отныне главным жанром Тернер в кино
стала мелодрама. Последним крупным успехом была картина «
Имитация
жизни» (1959), в которой присутствовали автобиографические мотивы: подобно своей
героине, Тернер в одиночку воспитывала дочь. Вскоре Мэрилин Монро заняла место
голливудской «вамп». Лана Тернер все чаще играла возрастные роли. Она сыграла в
фильмах «Портрет в черном» (1960) и «
Холостяк в
раю» (1961), но к 70-м появлялась на экране в среднем раз в три года. В это время Лана
попробовала себя в театре, но ее поведение «испорченной дивы» не пошло на пользу
новой карьере. После небольшой роли в телесериале «Фэлкон-Крест» (1981) Тернер не
снималась почти 10 лет, уединившись в своем доме в Сенчури Сити, который она
называла своей «Башней из слоновой кости».
В 1982 г. Тернер опубликовала книгу мемуаров «Лана: Леди, Легенда, Правда». Пять лет
спустя воспоминания выпустила и ее дочь. Последней ролью Ланы стала Марго Лейн в
картине «
Сорванный» (1991). Лана Тернер умерла четыре года спустя, 29 июня 1995 г. после
долгой борьбы с раком горла.