Майлз Дьюи Дэвис - американский трубач и композитор, стоявший у истоков множества
стилей и направлений в джазе -таких как модальный джаз (modal jazz), прохладный джаз (cool
jazz) и фьюжн (fusion), оказавший значительнейшее влияние на развитие музыки XX века.
Около 50 лет работы Дэвиса определили звучание джаза для трёх поколений
слушателей. Записи Дэвиса позволяют проследить развитие современного джаза от
бибопа конца сороковых до современных экспериментальных направлений. В отличие
от многих других джазменов, Дэвис никогда не был ограничен каким-то одним
джазовым стилем. Отмечая широту интересов и многогранность его таланта, Дюк
Эллингтон сравнивал Дэвиса с Пикассо.
Ранние годы
Майлз родился в городе Олтон на берегу Миссисипи (штат Иллинойс) 26 мая 1926 года в
благополучной семье преуспевающего дантиста и крупного землевладельца Майлза
Дьюи Дэвиса II, афроамериканца с блестящим образованием - к 24 годам закончившего
медицинский колледж, баптистский колледж в Арканзасе и Университет Линкольна.
Майлз Дьюи Дэвис I, дед, менее образованный, но не менее черный, был одним из самых
богатых афроамериканцев Америки. У него была Великая Мечта, цель жизни всех
Майлзов Дьюи Дэвисов - доказать всем, что черные люди ничуть не хуже белых, что
черные так же нужны белым, как черные клавиши и белые клавиши одинаково нужны
правильному роялю, на котором можно играть правильную музыку.
Его мать, блюзовая пианистка, работала учителем музыки и втайне желала, чтобы сын
пошел по её стопам. Бабушка Майлза преподавала игру на органе в Арканзасе, а
старшая сестра Дороти и младший брат Вернон тоже обучались музыке. Через год
после рождения Майлза семья переехала в Восточный Сент-Льюис (штат Иллинойс), где
отец открыл зубной кабинет.
Как ни странно, но подтолкнул Дэвиса-младшего в правильном направлении
отец-дантист, подаривший мальчику на 13-летие трубу и организовавший для него
уроки на этом инструменте. Майлз оказался способным учеником и спустя три года в
свободное от учебы время начал работать профессионально в местном джаз-бэнде.
Чуть позже он присоединился к ансамблю Эдди Рэндла «Blue Devils» и чуть было не уехал
на гастроли, но мать все же настояла на том, чтобы сын сначала закончил школу.
В 1944 году в Сент-Льюис, где к тому времени проживали Дэвисы, приехал бэнд Билли
Экстайна, участниками которого были знаменитые джазмены Диззи Гиллеспи и Чарли
Паркер. Один из трубачей группы заболел, и пару недель Майлз выступал в качестве
его замены. Когда же ансамбль уехал в Нью-Йорк, за ним рванул и Дэвис, совравший
родителям, что его главной целью является поступление в «Juilliard School of Music». На самом
деле намерения у музыканта были совершенно другие, и спустя год, забросив учебу,
он уже играл со своим кумиром Паркером. Не обладая виртуозной техникой, Майлс
Дэвис постепенно вырабатывал собственное звучание - длинные ноты без вибрато,
частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы. По
мнению критика Андре Одэра: «Дэвис придал музыке Паркера интимный характер».
В конце 1945 года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера,
но работа в биг-бэнде ему не понравилась и поэтому он через несколько месяцев
вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил Диззи Гиллеспи в
оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В
1947 году, после нескольких лет сопротивления, всё-таки пристрастился к наркотикам.
В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнерами стали Сонни
Роллинз, Джон Льюис и Макс Роуч.
В 1948 собрал нонет, который вошел в историю джаза как CAPITOL BAND - первый ансамбль так
называемого «прохладного джаза». Состав нонета был для того времени достаточно
оригинален - труба, тромбон, валторна, туба, альт- и баритон-саксофон, фортепиано,
контрабас, ударные. Термин «кул» впервые появился на пластинке Дэвиса «The Birth Of The
Cool» (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигена,
Джона Льюиса, Джила Эванса и Джона Каризи.
В 1949-м Дэвис впервые посетил Европу, где вместе со своей командой стал участником
«Paris Jazz Festival». Музыкант мгновенно сделался культовой фигурой во французской
столице, однако здесь же ему открылся широкий доступ к наркотикам. В Париже он
свёл знакомство с европейской культурной элитой - Жаном-Полем Сартром, Пабло
Пикассо, Жюльеттой Греко . Пылкий роман с французской певицей чуть не закончился
браком, но в США расизм ещё был силён, а Жюльетта не хотела покидать Францию и свою
карьеру. Поэтому паре пришлось расстаться.
Ввиду пристрастия музыкантов к наркотикам состав ансамбля не отличался
стабильностью, и уже в 1957-м «Miles Davis Quintet» был распущен.
1950-1960-е годы
К сожалению, карьера Дэвиса была неровной, в 1950-е гг. он увлекся наркотиками и
после записей 1950-51 гг. с составом METRONOME ALL STARS не появлялся на сцене 4 года. Только в
1955 он собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн, Рэд Гарленд, Пол Чемберс,
Филли Джо Джонс (иногда присоединялся Кэннонбол Эддерли).
Во второй половине 1950-х гг. Дэвис становится признанным лидером современного
джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя
традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами
(альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue,1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне)
с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» - «Miles
Ahead» (1957), «Porgy And Bess» (1958), «Sketches Of Spain» (1959).
В 1960-е гг. Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов -
Уэйна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса, триумфально
гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития
акустического джаза - Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P.(1965), Miles Smiles
(1967) и другие.
Новый виток популярности возник в конце 1960-х гг., когда Дэвис обратил внимание на
электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем,
напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки
(продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в
свою группу молодых исполнителей - Джо Завинула, Джона Маклафлина, Чика Кориа,
Дэйва Холланда, Ленни Уайта, Билли Кобэма, Стива Гроссмана, Аирто Морейру. С ними
он записал ряд джаз-роковых альбомов - «Filles De Kilimanjaro» (1968), «In A Silent Way» (1969) и «Bitches Brew»
(1970).
Последние десятилетия
В 1970-е гг. Дэвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу, после чего стал частым
гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дэвиса
ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление лёгких, автокатастрофа и
повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией - всё это
привело к сильной депрессии, и после 1975 он не появлялся на сцене 6 лет.
О выздоровлении и возвращении возвестил альбом «The Man With A Horn» (1981). В оркестре вновь
появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) - Джон Скофилд, Кенни
Гарретт, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг и другие. Новый стиль,
который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом «Tutu»
(1986). Майк Зверин назвал его «звуковой дорожкой десятилетия».
Дэвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991. Самые популярные
темы Дэвиса - «Tutu», «All Blues», «Tune Up», «Bitches brew», «Seven Steps To Heaven», «Solar», «Milestones», «So What». В
1991-м музыкант удивил публику выступлением на «Montreux Jazz Festival», где в компании
оркестра Куинси Джонса исполнил свои вещи 50-х годов (раньше он никогда не
обращался к прошлому). Последней работой Майлза стал альбом «Doo-Bop», записанный
вместе с рэппером Изи Мо Би.
Личная жизнь
В 1942 году, в возрасте 16 лет он познакомился с Ирэн Бёрт, которая стала его первой
девушкой и родила ему троих детей. Именно она подтолкнула Майлза устроиться
трубачом к ней в оркестр «Blue Devils», где ему пришлось заниматься и организационной
работой и репетициями, благодаря чему он приобрёл бесценный опыт и увлёкся
теорией музыки.
В 1944 году, в пору, когда Майлз окончил колледж «Lincoln High» и уже был нарасхват у
местных оркестров, родилась его первая дочь Шерил. Тогда же развелись его
собственные родители, и отношения с его матерью, и так не самые лучшие, ещё больше
ухудшились.
В начале 1950-х годов Майлз Дэвис стал законченным наркоманом, неоднократно
арестовывался полицией. Знакомство в 1953 году с танцовщицей
Фрэнсис
Тейлор стало для него знаменательным - она стала его второй женой и именно она
вытащила его из наркомании.
С 1981 по 1988 год был женат на американской актрисе
Сисели
Тайсон .
В последние годы его жизни ходили упорные слухи, которые он и его продюсер
категорически опровергали, что музыкант болен СПИДом.
28 сентября 1991 года великий трубач скончался от комбинации нескольких недугов -
инсульта и воспаления лёгких. Похоронен на кладбище Вудлоун в Нью-Йорке.