Эрнст Любич родился 28 января 1892 года в Берлине. Он был сыном преуспевающего
бизнесмена, Симона Любича, владельца ткацкого производства и его жены Анны. Отец
ожидал, что младший сын пойдет по его стопам и займется семейным бизнесом, однако
юный Эрнст был далек от желания стать предпринимателем. (Хотя позднее Любич сумел
извлечь кое-какую выгоду из своего прошлого предпринимательского опыта - все это
найдет отражение в его киношедевре 1940 года «
Магазинчик за углом».) И хотя устремления сына Симону Любичу были не по
душе - он крайне скептически смотрел на актерские перспективы своего
низкорослого и не отличающегося особой красотой сына, к тому же, обладающего,
несомненно, еврейской внешностью - однако еще менее отец желал, чтобы его бизнес
перешел к Эрнсту ввиду явно несерьезного отношения последнего к карьере
предпринимателя. Он начал свою карьеру как рассыльный в лавке отца, а по вечерам
Эрнст учился в драматической школе актера Виктора Арнольда, а с 16 лет уже выступал
в кабаре и мюзик-холлах.
В 1911 году Любич был принят в труппу великого Макса Рейнхардта, а в 1913 году
дебютировал в кино, где сыграл более двадцати ролей. Он успешно совмещал работу в
театре и кино. В этих фильмах нашлось достойное применение как нетривиальной
внешности самого Любича, так и ни на что не похожему юмору, свойственному его
картинам. Он оставил сцену только в ноябре 1918 года, после поражения Германии в
Первой мировой войне.
В 1918 году Любич начал работу режиссером на новой студии «УФА». Первая серьезная
картина Любича - экзотическая драма «
Глаза мумии
Ма» (Die Augen Der Mummie Ma, 1918) с Полой Негри и Эмилем Яннингсом в главных ролях. Его
следующая работа - «
Кармен» (Carmen, 1918). Эта экранизация новеллы Проспера Мериме принесла
европейскую известность немецкому режиссеру.
В следующей картине он обратился к истории французской революции, показав
последний период жизни одной из блестящих куртизанок, мадам Дюбарри. В 1920 году
«Мадам Дюбарри» демонстрировалась в Нью-Йорке. Именно фильм Любича прорвал
кольцо блокады, созданной союзниками вокруг немецкой кинопродукции, и одержал
победу в Соединенных Штатах.
В 1921 году компания «Феймос Артистс - Ласки» пригласила Любича для постановки
костюмированного исторического фильма. Но еще не утихла ненависть американцев к
немцам. После нескольких угрожающих звонков по телефону Любич, проведя в США
несколько недель, отплыл домой.
Голливудская кинозвезда Мэри Пикфорд, используя данные о высоком мировом
рейтинге его картин, добилась для Любича разрешения работать в «Юнайтед Артистс»
и согласилась сниматься у него в «Розите», свободном переложении старой
французской мелодрамы. Незадолго до начала эры звукового кино Любич, режиссер
культурный и умный, вернулся к масштабным постановкам, экранизировав две
популярные пьесы - «Старый Гейдельберг» и «Павел I» (фильм получил название «
Патриот»
(1928).
Но его излюбленным жанром оставались салонные комедии, комедии-фарсы, оперетты. В
1929 году блестящий режиссер Эрнст Любич увидел Джанетт МакДоналд на экранных
пробах: «Если эта девочка еще и петь может - сказал он, - я сделаю ее звездой
музыкального фильма» и поставил ее в свой первый звуковой фильм «
Парад любви»,
в котором партнером ее был Морис Шевалье, французская звезда, сразу на главную
роль. Фильм стал огромным хитом. Два фильма с ее участием были номинированы на
премию Оскар как лучший фильм: «
Парад любви», «
Один час с
тобой» (1932). Он выполнил свое обещание и сделал ее звездой!
Появление звука сделало фильмы режиссера, такие как «
Улыбающийся лейтенант» (The Smiling Lieutenant, 1931); «
Если бы у меня был миллион» (If I Had A Million, 1932); «
Веселая
вдова» (The Merry Widow, 1934) еще более элегантными за счет остроумных диалогов и музыки.
После переезда в Америку, Любич только дважды потом вернется в свой любимый
Берлин - во второй раз это произойдет в конце 1932 года. Понимая, какие мрачные тучи
сгущаются на политическом небосклоне Германии, Любич заявил в интервью
корреспонденту одной из берлинских газет следующее: «Ничего хорошего в будущем
здесь ожидать не приходится. И это надолго». Шесть недель спустя после этого
интервью рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер. Таким образом Любич избежал
всех ужасов, связанных с правлением нацистов. Ему также удалось вывезти из
Германии в Штаты, пока еще это было возможно, почти всю свою семью.
Когда в Германии к власти пришли нацисты, Любич был одним из главных
организаторов «Голливудского комитета». Он считал своим долгом находить работу
людям, спасшимся от нацизма, обучать их английскому языку. Как отмечает Пикфорд,
его терпение было удивительным. Добившись в избранном жанре совершенства
(подражания Любичу многочисленны, но лишь Билли Уайлдер иногда приближается к
своему учителю), режиссер с 1935 выступает в качестве продюсера. Среди последних
работ Любича - «
Восьмая жена Синей Бороды» с Гэри Купером и Клодетт Колбер и «
Ниночка»,
которая вышла на экраны в ноябре 1939 года, забавная комедия с Гретой Гарбо в
главной роли. Гарбо играла в нем советскую твердокаменную коммунистку,
оказавшуюся в Париже. Эта роль навсегда осталась самой любимой ее работой в кино.
В грозные годы войны Любич снимает «
Быть или не
быть» (To Be Or Not To Be, 1942, последняя роль Кэррол Ломбард), фильм о борьбе польского
сопротивления с гестапо. В картине содержались черты политического памфлета,
направленного против нацизма.
После войны он успел снять фильм «
Клуни Браун»,
получить почетный «Оскар» за вклад в киноискусство. За восемь с половиной месяцев
до смерти после шестого инфаркта фильм «
Эта леди в горностае» (That Lady In Ermine, 1948) закончил Отто Преминджер, его
наградили специальным дипломом Оскар за творческую карьеру.
Эрнст Любич умер 30 ноября 1947 года в Голливуде в результате инфаркта.