Уна Меркел - американская актриса.
Городок Ковингтон, штата Кентукки, был как раз тем местом, где 12 октября 1903 года
родилась будущая актриса Уна Меркел, которая была единственной дочерью Элизабет
Фарес Меркел и Арно Е. Меркела младшего. Благодаря своей матери, Уна была связана с
Нэнси Хэнкс Линкольн, матерью Авраама Линкольна. Уна училась в Первой и Шестой
районных школах города Ковингтона. Она также изучала ораторское искусство. Ее
семья переехала в Филадельфию, когда она была подростком, там она продолжила свое
образование в «Girl's Annex». Позже она поступила в драматические и танцевальные
классы в Нью-Йорке. Начинала она свою карьеру моделью, постепенно дрейфующую в
театр в середине 20-х.
Стать актрисой ей помогло сходство с Лилиан Гиш. Начала она с того, что была
приглашена дублёром знаменитой актрисы в фильм «Дорога на Восток» в 1920 году.
Она снялась в паре фильмов в течение «немой эры», включая «Старую Сладкую
Песню Любви» (Love's Old Sweet Song) ее дебют в 1923 году, снятой Ли Дефорестом с Луи
Уолхеимом и Дональдом Галлэхером. Она провела большую часть 1920-х в Нью-Йорке,
работая на Бродвее. Меркел вернулась в Голливуд с началом звукового кино и именно
после этого ее карьера пошла в гору.
В 1924 году ей доверили первую ведущую роль в немом фильме «Пятый всадник» (The
Fifth Horseman). Она также была дублершей Гиш в фильме 1928 года «Ветер» (The Wind). По роли
она даже должна была стать сестрой героини Гиш, но фильм так и не досняли. Но во
времена немого кино она не достигла популярности в качестве киноактрисы и в
большей степени играла на театральных сценах Бродвея. В 1925 произошел ее первый
сценический дебют в спектакле «Дважды два». К 1927, она появлялась на Бродвее с
Хелен Хейс в «Кокетке» и три года спустя была «обнаружена» Гриффитом,
который поставил ее на трагическую роль Энн Ратледж в свой фильм «Авраам
Линкольн» (Abraham Lincoln, 1930).
Меркел вернулась и осела в Голливуде в 1930 году, когда киноиндустрия нуждается в
фотогеничных актрисах с хорошими голосами. Из-за ее сценического опыта, она была
среди тех немногих участниц немого экрана, которые успешно сделали переход в
звуковое кино. Это было сразу после «Авраама Линкольна», когда был отмечено,
что Голливуд открыл свою новую потенциальную актрису для комических ролей.
Комедийный талант Уны был хорошо продемонстрирован в различных радиопрограммах
«Тексако» Звезды театра, с 1938 по 1940 годы. Эта неяркая, острящая блондинка
никогда не становилась звездой, но украшала множество фильмов в 1930-х как
приятельница героини, сотрудник или конкурент, играя женские роли второго плана в
классических кинофильмах. Она исполняла часто комедийные роли, а потом достигла
успехов драматической актрисы на театральной сцене.
Истинным призванием Меркел стала комедия, после того как фильмы обрели голос и
она стала быстро набирать обороты, играя солнечно - добродушные роли второго
плана в фильмах как «Частные жизни» (Private Lives, 1930), «42-ая Улица» (42-nd Street, 1933),
«On Borrowed Time» (1939) и «Банковский сыщик» (The Bank Dick, 1940). В 1932 году она подписала
контракт с MGM и последующие шесть лет работы на этой студии играла до двенадцати
киноролей в год, часто участвуя на съемках и других студий. Она часто снимается
партнершей известных комиков, таких как Джек Бенни, Харолд Ллойд, Чарлз
Баттерворт став их партнершей в картинах. Уна снялась во многих знаменитых
фильмах того времени, включая «42-ую улицу» (1933), «Веселую вдову» (1934),
«Саратогу» (1937) и «Дестри снова в седле» (1939). В большинстве она играла
второстепенные роли, как правило, лучших подруг главной героини с такими
актрисами как Джин Харлоу, Кэрол Ломбард, Лоретта Янг и Дороти Ламур. С ее
кукольной внешностью, в сочетании с сильным южным акцентом и кривоватой усмешкой,
она оживляла развитие сюжета в фильмах и работала с большинством из звезд этого
периода. Актриса снялась в 60 фильмах в 1930-х годах.
В 1938 году первоначально ее хотели поставить на роль «Blondie» (1938), но перед
началом съемок ее заменили другой актрисой. Играя «соседскую девушку» ей не
хватает экзотической яркости Кэй Фрэнсис или бьющей через край сексуальности
Джин Харлоу, тем не менее, она оставалась заметной на фоне таких звезд и чаще всего
она их затмевала своей игрой. Меркел со своим светленьким личиком была одной из
тысяч актрис второплановых характеров, чья работа как раз и заключалась в том,
чтобы играть симпатичных девушек против «плохих девочек» Джоан Кроуфорд,
Бетт Дэвис или Барбары Стэнвик. Возможно контраст между взглядами хорошей
девочки Уны Меркел и ее способом оскорбительного выпада и ехидного замечания - то,
что сделало ее настолько особенной.
Вскоре после того, как ее контракт со студией MGM закончился, она сыграла свою самую
знаменитую сцену, ставшей классикой, сцена ссоры с героиней Марлен Дитрих в
классическом фильме «Дестри снова в седле» (Destry Rides Again, 1939). Уна сыграла
старшую дочь героя УС Филдса, Эгберт Соус в фильме «Банковский сыщик» (The Bank
Dick, 1940). Оба фильма сняты для Universal Studios. Она также выступала партнершей Боба Хоупа и
Бинга Кросби в фильме «Дорога в Занзибар» (The
Road to Zanzibar, 1941) для Paramount Studios. Она стала
неподражаемой в незабываемой ссоре с Марлен Дитрих в «Дестри снова в седле»
(Destry Rides Again, 1939). Во время Второй Мировой войны, Меркел гастролировала с ЮСО (United
Service Organizations - частная, некоммерческая организация, которая обеспечивает
моральную и развлекательную поддержку для вооруженных сил США). Один из ее
партнеров в этих поездках стал Гэри Купер. Они проехали 23000 миль за шесть недель по
всей южной части Тихого океана с развлекательной миссией по войскам.
В 1946 году она чуть не умерла, когда ее мать покончила жизнь самоубийством, включив
газ. Кинокарьера Уны пошла на спад к концу 1940-х годов. Она всё же продолжала
сниматься в кино, но уже в заметно меньшем количестве фильмов. Хотя ее кинокарьера
резко упала в течение 1940-х, Меркел оставалась популярной в качестве регулярной
участницы, играя роль кузины Лейлы Аделайн Фэрчилд, на одной из наиболее
покоряющих комедий ситуаций классического радио, «The Great Gildersleeve».
Она кратко вернулась на Бродвей в 1944 году, чтобы блеснуть в спектакле «Семья
Трисов» (Three's a Family). После нескольких лет Уна переходит на более зрелые роли,
опять же второстепенные, но от этого не менее важные в комедиях и музыкальных
фильмах. Затем она приземлилась с серьезной ролью в «Человек из Кентукки» (The
Kentuckian, 1955) с Бертом Ланкастером на студии «United Artists». В это же время она стала
больше появляться на театральной сцене, играя в таких бродвейских постановках
как «Замечательный г-н Пенипакер» (1953) и наряду с Джеки Глеасоном и Вальтером
Пидгеоном участвовала в мюзикле «Возьмите меня с собой» (1959).
В 1950 году Меркел была ведущей героиней в комедии о бейсболе Уильямса Бенедикса
«Kill the Umpire», которая стала неожиданным хитом. Уна вернулась на сцену в
качестве женщины средних лет, играя матерей и старых дев и в 1956 году получила
премию Тони за роль в бродвейской постановке «Семейка Пондеров». Далее на
Бродвее она замечательно играла, блеснув в «Take Me Along» (1959), музыкальной версии
Юджина О'Нила в партнерстве с Джеки Глисоном. Меркел играла в фильме студии MGM
«The Mating Game» (1959) роль жены героя Пола Дугласа и матери героини Дебби Рейнолдс, а
в 1962 году была номинирована в категории Лучшая женская роль второго плана в
фильме экранизации Теннеси Уильямса «Лето и дым» (Summer and Smoke, 1961). Хотя ее
оскарная номинации не привела к более серьезным ролям, она появилась в фильме
«Ловушка для родителей» (The Parent Trap 1961) и «Летняя магия» (Summer Magic 1963) для
студии Walt Disney. Меркел появилась так же в телевизионной передаче Коула Портера в
мюзикле «Аладдин» (1958).
Последней её киноролью стала Виолет Ранли в фильме Элвиса Пресли, вышедшем в
советском прокате как «Выходные в Калифорнии» в 1966 году (Spinout).
Она умерла в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в возрасте 82 лет 2 января 1986 года по
неизвестной причине. У нее в живых не осталось никого из близких. Захоронена на
кладбище «Highland», Форт Митчелл, штат Кентукки.
За свой вклад в киноидустрию Уна Меркел была удостоена звезды на Голливудской
Аллее Славы. С первых ее немых фильмов для Гриффита до ее окончательной экранной
роли в MGM «Spinout» (1966) с Элвисом Пресли, Меркел появился примерно 100 кинофильмов
(40 из них на MGM).