Джефф Бек (англ. Jeff Beck, полное имя Джеффри Арнольд Бек, англ. Geoffrey Arnold Beck) -
британский гитарист-виртуоз, композитор. Семикратный обладатель «Грэмми». В
начале своей карьеры играл в
рок-группе «The Yardbirds» , затем в 1967 году организовал собственный
коллектив «The Jeff Beck Group». После этого выступал сольно, а также сотрудничал с
другими исполнителями в качестве приглашённого музыканта.
Творчество Бека оказало огромное влияние на такие стили рок-музыки как блюз-рок,
хард-рок, фьюжн и другие. Время от времени, резко меняя направление своей
музыкальной деятельности, Бек каждый раз достигал вершин на новом музыкальном
пространстве. В 1990 году, по результатам опроса газеты «The Observer», Бэк признан самым
выдающимся гитаристом мира. В 2003 году журнал «Rolling Stone» включил Джеффа в сотню
величайших гитаристов всех времён, а в 2009 году Бэк был включен в аналогичный
список британским журналом «Classic Rock».
Ранние годы
Бек родился в 1944 году в семье Арнольда и Этель Бек по адресу 206 Демесн-роуд,
Уоллингтон, Англия. Детство Джеффа пришлось на послевоенное время. Однако это не
помешало его родителям серьезно заняться музыкальным образованием сына. В 10 лет
он начал учиться игре на виолончели, барабанах и фортепиано, стал петь в церковном
хоре. Он знакомится с группой «Blue Caps», именно они навечно зачаровывают его музыкой
гитары.
В его школе всего три человека играли на гитаре, но вся троица стала известной, ими
были: Эрик Клэптон , Джимми Пейдж и сам Бек. В 1959 году Джефф перешел в Уимблдонскую
школу искусств. Взяв пример с Эрика Клэптона, Бек покидает школу, ради игры на
гитаре.
В 1964 Бек присоединился к ритм-энд-блюзовой группе «Tridents» и привлёк внимание
Джимми Пэйджа, по рекомендации которого в марте 1965 попал в «The Yardbirds», успешно
заменив Эрика Клэптона . Двадцать месяцев, которые он провел с «The Yardbirds», были едва
ли не самым творческим периодом в истории группы, однако в октябре 1966, во время её
первого американского турне, Бек ушёл, ссылаясь на простуду, а скорее не желая
принимать правила, по которым в США приходилось играть всем новичкам.
«The Jeff Beck Group»
В январе 1967 году Бек организовал «The Jeff Beck Group», в которую вошли также Род Стюарт
(вокал), Рони Вуд (бас-гитара), Эйнсли Данбар (ударные). Состав «Jeff Beck Group» не
отличался стабильностью. В 1968 году вместо Данбара за ударную установку сел Мики
Уоллер (Micky Waller).
В 1968 году вышел один из лучших альбомов в карьере Бека - «Truth». В записи «Truth»,
помимо основных участников группы, приняли участие такие звезды рок-музыки как
Кит Мун, Джон Пол Джонс и Никки Хопкинс. Считается, что саунд этого альбома стал
своеобразным ориентиром для первого альбома «Led Zeppelin». А композиция Уилли Диксона
«You Shook Me», которая вошла в «Truth» и которую включил в альбом «Led Zeppelin I» Джимми Пейдж ,
стала причиной многолетней обиды Джеффа Бека на Пэйджа.
В 1971 году Бек попал в автомобильную аварию, которая на три месяца выбила его из
нормальной жизни. Об альбоме «Rough & Ready», записанном сразу после того, как Бек
выписался из больницы, сам Бек говорит, что хотел бы, чтобы он куда-нибудь исчез.
Запись альбома проходила в то время, когда Джефф не до конца восстановился после
аварии и альбом получился неудачным.
Одноименный альбом 1972 года «Jeff Beck Group» не снискал такой популярности у
современников как «Truth» и «Beck-Ola». Однако, по мнению журнала «Classic Rock», этот альбом,
получившийся в стиле прифанкованного метала, является одним из лучших
рок-альбомов 1972 года.
Сольная карьера
Середина 70-х ознаменовалась для Бека сменой музыкального направления. Джефф
записал подряд два инструментальных альбома: «Blow by blow» 1975 года и «Wired» 1976, которые
стали вершинами джаз-рока 70-х.
В 80-е годы Джефф выдал ещё пару великолепных альбомов: «There And Back» и «Jeff Beck`s Guitar shop».
На альбоме «Honeydrippers» «The Honeydrippers Volume One» Джефф впервые со времен «The Yardbirds» сыграл
вместе с Джимми Пэйджем.
В 1990 году принял участие в записи первого сольного альбома Джона Бон Джови (Bon Jovi)
«Blaze Of Glory», являющегося саундтреком к фильму «The Young Guns II».
В 90-х музыкант ищет новые занятия: начинает писать музыку для сериала «Frankie’s House»,
принял участие в записи сольного альбома Бон Джови «Blaze of Glory», помогает многим
другим музыкантам. Джефф Бек и до нашего времени остался непререкаемым автором,
гитаристом - авторитетом для всех начинающих музыкантов.
Джефф Бек без всяких оговорок относился к числу наиболее техничных, искусных и
рискованных гитарных асов. Новаторская смелость и пренебрежение общепринятыми
правилами сделали его одним из первооткрывателей экстремального блюз-рока,
фьюжна и хэви-метала. Изобретательный, как Джимми Пейдж (Jimmy Page), обладающий
отменным вкусом, как Эрик Клэптон (Eric Clapton), фантазер и романтик под стать Джими
Хендриксу (Jimi Hendrix), Джефф Бек, однако, никогда не пользовался таким же громким
успехом, как его коллеги по цеху.
О нем говорят - «нонконформист», «романтик гитарного рока». Бек никогда не
стремился к популярности, он всегда был сам по себе, знал цену своему дарованию и
никогда не разменивался. Он всегда служил только одному богу - Музыке. И она его
сполна отблагодарила преданной любовью слушателей и оглушительной всемирной
славой.
С 1990-х годов по наши дни
Чем более опытным и зрелым музыкантом становился Джефф Бек, тем реже радовал
своих поклонников новыми записями. В 90-е годы его страсть к автомобилям достигает
маниакальной остроты, он отдает им почти всё свободное время. Но это не значит, что
его гитара пылится где-то в углу. Как минимум два часа игры - обязательный пункт в
его ежедневном расписании.
В 1995 году Джефф Бек сопровождал Карлоса Сантану в его концертном туре и,
обрадованный по-прежнему восторженным отношением фанов, обещал им вскоре
вернуться с новым материалом. Он планировал поработать в студии с бэк-группой
Сантаны, но этим планам не суждено было осуществиться.
Только в 1999 году музыкант подготовил альбом нового материала "Who Else!", на котором
впервые поэкспериментировал с электронными звуками и новейшими технологиями
звукозаписи.
После на редкость короткой, всего двухгодичной, паузы вышла новая запись "You Had It
Coming" (2001), продолжившая опыты с электронным саундом. В рамках промо-кампании,
объезжая с живыми шоу Европу и Америку, Джефф Бек дал волю ностальгическим ноткам.
Его концертная программа называлась "Jeff Beck: From the Yardbirds to the Future". Исполнять новейшие
композиции и старые вещи из репертуара Yardbirds музыканту помогали как юные герои
британской сцены White Stripes, так и именитые ветераны рока: бывший басист и вокалист
«Pink Floyd» Роджер Уотерс (Roger Waters), лид-вокалист Bad Company Пол Роджерс (Paul Rogers) и гитарист
«Mahavishnu Orchestra» Джон Маклафлин (John McLaughlin).
Наверстывая годы студийного простоя, уже через два года после "You Had It Coming" гитарист
выпустил свежий альбом "Jeff" (август 2003). Как отмечают критики, игра музыканта
достигает редкого даже для него эмоционального напряжения, доходящего до
неистовства. Неплохим подарком к грядущему 60-летнему юбилею стала еще одна премия
Grammy, которой удостоился трек "Plan B" за лучшее исполнение инструментального рока.
Все премии и награды Джеффа Бека - только слабое эхо того чуда, которое происходит
каждый раз, когда музыкант берет свою шестиструнную гитару. Если по техническим
параметрам (скорость, эффектность и так далее) у него найдется немало достойных
конкурентов, то в том, что касается искусства фразировки, он намного опередил
лучших из лучших. Кажется, он один знает секрет безошибочной дозировки
сумасшедшего веселья, сокрушительной агрессии и невыносимой нежности.
Личная жизнь
С 2005 года Джефф Бек был на Сандре Кэш. У пары двое детей.
Бек являлся патроном фирмы «Folly Wildlife Rescue Trust».
Жил недалеко от города Уадхёрст в Восточном Суссексе.
Смерть
Джефф Бек умер от бактериального менингита 10 января 2023 года.