Темноволосая красавица, утонченная английская актриса с Шекспировской
подготовкой. Стала звездой, снявшись у
Чарли Чаплина в "Огни рампы"
("Limelight", 1952). Она никогда не был коммерческой суперзвездой, но утвердилась
рядом безупречных ролей в кино.
Детство. Учёба
Партисия Клер Блум (или другое написание Клэр Блюм - Patricia Claire Blume) родилась 15
февраля 1931 года в пригороде Северного Лондона Финчли, в семье Елизаветы и Эдварда
Макса Блума, который был торговым работником. Дедушка и бабушка актрисы - по
материнской линии - первоначально носили фамилию Блюменталь и были еврейскими
иммигрантами из Восточной Европы.
Клер с юных лет отличалась сообразительностью, музыкальным даром и умением
представлять самые разные образы. Она мечтала стать известной и страстно желала
играть в театре. В свое время Клер Блум окончила среднюю школу в Бристоле, а после -
поступила в Центральную школу дикции и драматического искусства, где готовили
будущих актеров, где она изучала музыку, драму, постановочную речь. Училась она
успешно.
Радио. Театр
После завершения обучения - в 1946-ом году - Клер Блум устроилась работать на радио
Би-Би-си и, когда впервые ее голос прозвучал в эфире, слушатели тот час признали в
радиоведущей будущую звезду.
Вскоре Клер Блум дебютировала в одном из лондонских театров, В 1946 году состоялся
ее театральный дебют в Оксфорде, а годом позже она сыграла Офелию в «Гамлете»
в постановке Стрэдфордского театра. Она играла на одной сцене с восходящими
звездами английского театра Ричардом Бёртоном и Полом Скофилдом. Это была первая
пьеса из того множества постановок, что предстояло сыграть актрисе в будущем.
После многочисленных выступлений на лондонских сценах, Клер Блум подалась в
Нью-Йорк и там также ярко демонстрировала собственный талант.
Именно с Бёртоном, с которым ее на долгие годы связала прочная дружба, она
достигла своего первого крупного успеха в спектакле "Она не должна быть
сожжена" по пьесе Кристофера Фрая.
Дебют в кино
Бродвейская постановка этого спектакля привлекла внимание Чарльза Чаплина,
который пригласил Блум на роль балерины Терри в своем фильме "Огни рампы"
(1952). Эта роль стала ее первой заметной работой в кино (до этого она снялась в не
очень удачной драме Хэролда Френча "Слепая богиня правосудия" в 1948 году).
В 1955 году она сыграла леди Анну в "Ричарде III" Лоренса Оливье, который лично
занимался подбором актеров к своим шекспировским экранизациям. Вслед за этим
последовало несколько ролей в костюмированных фильмах "Александр Великий"
(1956, реж. Роберт Россен), "Братья Карамазовы" (1958, реж. Ричард Брукс),
"Пираты" (1958, реж. Энтони Куинн), однако наиболее значительным ее фильмом
этого периода стала социальная драма Тони Ричардсона "Оглянись во гневе"
(1958), в которой она играла в паре со своим старым другом Ричардом Бёртоном.
В 1959 году Блум вышла замуж за актера Рода Стайгера , с которым играла в пьесе
"Расемон". На следующий год у них родилась дочь Анна.
Работы в кино и на телевидении
Несмотря на то, что за ней укрепилась слава театральной актрисы классического
репертуара, в кино Блум неоднократно доводилось играть в фильмах на современную
тематику, в которых она играла самые разнообразные, порой достаточно
психологические роли, как, например, сексуально одержимая домохозяйка Наоми
Шилдс в "Отчете Чепмена" (1962, реж. Джордж Кьюкор), специалист по
экстрасенсорике в "Доме с привидениями" (1963, реж. Роберт Вайс) или опекающая
умственно отсталого пациента учитель-психиатр Элис Кинниэн в "Чарли" (1968,
реж. Ральф Нельсон).
Она также сыграла ряд запоминающихся ролей второго плана в "Сэмми и Рози
ложатся в постель" (1987) у Стивена Фрирза, и у Вуди Аллена в "Преступлениях и
проступках" (1989) и "Великой Афродите" (1995).
Последнее появление Клер Блум в Голливуде состоялось в 1996-ом году в фильме
«Дневной свет», в котором актриса работала на съемочной площадке вместе с
Сильвестром Сталлоне.
На телевидении Блум запомнилась своими ролями в фильмах «Царство теней» (1985),
за роль в котором она удостоилась второй премии «BAFTA», и «Анастасия: Загадка
Анны» (1986), а также в сериалах «Пока вращается мир» и «Доктор Кто», в
котором она снимается в настоящее время.
За всю свою актерскую карьеру Клер Блум была неоднократно удостоена различных
наград, среди которых премия BAFTA - за Лучшую актерскую игру.
Работы в театре
На протяжении всей творческой карьеры, Клер Блум никогда не оставляла сцену - она
играла в "Олд Вике", театрах Лондонского Уэст-Энда и Нью-Йорка и за долгие
годы работы в театре заслужила репутацию одной из лучших исполнительниц женских
ролей в шекспировских пьесах. В 1999 году на видео вышел документальный фильм
"Шекспировские женщины и Клер Блум", составленный из архивных фрагментов
выступлений актрисы.
Личная жизнь
Личная жизнь талантливой актрисы - это три брака, каждый из которых имел для Клер
Блум особенное значение.
Каждый её брак заканчивался разводом. От первого мужа, актёра Рода Стайгера
(женаты с 1959 по 1969 г.), она родила дочь Анну Стайгер, ставшую оперной певицей. С ним
вместе она сыграла в двух фильмах - "The Illustrated Man" (1969) и "Three Into Two Won't Go"
(1969), оба вышедшие в тот год, когда они развелись после 10 бурных лет совместной
жизни. Впоследствии она была замужем за продюсером Хиллардом Элкинсом (с 1969 по 1972)
и писателем и сценаристом Филипом Ротом (с 1990 по 1995).
Клер написала две книги воспоминаний: первая большей частью про карьеру - "Limelight
and After: The Education of an Actress" ("Огни рампы и потом: формирование актрисы"),
вышедшая в 1982 году. Более противоречивая вторая книга посвящена в основном личной
жизни актрисы - "Leaving a Doll's House: A Memoir" ("Жизнь в Кукольном доме: Мемуары") -
была опубликована в 1996 году. Там она не только рассуждала о причинах неудач своих
браков, но и рассказывала о подробностях своих романтических отношений с
Ричардом Бёртоном и Лоуренсом Оливье.
(С использованием материалов англоязычных сайтов. Перевод: Lisochek )